Редакция блога OLX продолжает серию интервью с сотрудниками компании. Чуть больше года назад мы публиковали историю Дмитрия Савчука, финансового контролера в киевском офисе OLX. С середины июля 2019 года он работает в Берлине: Дмитрий рассказал, как ему удалось добиться желаемого переезда, чем отличаются украинская и немецкая корпоративные культуры и какая мечта сбылась в новом городе.
О переменах в карьере и жизни
– Дмитрий, как вы получили продвижение в Берлин, и что для этого нужно было сделать?
– Все получилось не с первого раза. Сначала я узнал, что в берлинском офисе открыли позицию в сфере финансов, и захотел испытать свои силы. Рассказал об этом своему руководителю в Киеве и попросил поддержать меня, если все получится. Но вакансия утратила актуальность – мне пришел отказ.
Тогда я просто успокоил себя тем, что попробовал, потому жалеть не о чем. Уже спустя полтора месяца мой руководитель сообщила, что берлинская команда просит порекомендовать кого-нибудь на позицию финансового менеджера.
Снова решил попробовать: на этот раз – успех. С середины июля прошлого года живу и работаю в Берлине.
– В чем заключается ваша роль в новой команде?
– Я руковожу финансовым отделом и отвечаю за весь спектр финансово-бухгалтерского учета: организацию учета в компании, оптимизацию процессов, связанных с расходами, финансовую отчетность, аудит и т. д.
Этой мой первый опыт управления командой. Со мной работает четыре человека.
– Какие были сложности с переездом и адаптацией на новом месте?
– К счастью, никаких сюрпризов и неожиданностей не было. Я ехал к людям, которые меня уже знали. В компанию, которую хорошо понимаю изнутри. Просто поменял офис и обзавелся новыми коллегами (улыбается). Некоторые сложности возникли уже во время работы, когда много чего пришлось настраивать заново. До моего приезда в команде больше полугода не было руководителя, и все процессы «размылись». Например, я требую, чтобы каждая транзакция легко объяснялась и правильно отражалась в учете. Люди не были готовы к переменам, многие испытывали дискомфорт.
Бытовые вопросы помог решить на месте релокейнш-менеджер: он сопровождал нас с женой, когда мы искали квартиру, получали документы и т. д. «Брал за ручку», ходил по всем инстанциям и говорил, что делать.
Мы уезжали, когда жена была на шестом месяце беременности. Но она не переживала, так как знала, что в Германии хорошая медицина. Я получил новую должность, мы переехали в новую страну, и у нас родился ребенок. Прошлый год был очень насыщенный (улыбается).
О языковом барьере и работе с 9 до 6
– Что оказалось самым легким и сложным в работе?
– В Украине у меня часто был ненормированный рабочий день, что характерно для сферы финансов. В периоды, когда нужно было готовить ежемесячную финансовую отчетность, приходилось задерживаться до 8-10-ти вечера.
В Германии четко регулируют время сотрудников: рабочий день длится с 9 до 6. Конечно, можно сидеть допоздна, если хочешь, но это никто не поощряет. Сотрудника не заставят срочно сдать какой-то отчет в то время, когда уже нужно быть с семьей или друзьями. Здесь я быстро привык к тому, что день заканчивается в шесть вечера, но по привычке все равно брал домой ноутбук, чтобы завершить важные дела.
С началом карантина офис перешел на удаленный режим, но задач стало больше, поэтому в марте-апреле все же часто приходилось работать допоздна. Иногда казалось, что стерлась грань между работой и личной жизнью. Но благодаря тому, что я дома 24/7, вижу, как растет моя дочь. В то же время мне не хватает живого общения с коллегами. Надеюсь, мы скоро увидимся.
– Нужен ли немецкий язык для работы?
– Я учил немецкий в школе и университете. Правда, без цели, потому почти не говорю на нем.
Рабочий язык в компании – английский, и у нас не возникает языкового барьера. Даже несмотря на то, что все финансисты в моей команде – немцы. Но бывают моменты, когда нужно пообщаться с налоговым консультантом, который не знает английского. Пока что я поручаю это своим коллегам.
Еще возникают сложности в бытовых вопросах, например, связаться с компанией-поставщиком электричества. В сферах, где работает мало молодежи, немногие говорят на английском. Не обошлось без трудностей при заселении в квартиру. Мы были первыми жильцами в новом доме, и службы, которые приходили доделывать ремонт, безуспешно пытались объяснить нам свои действия. Мы могли только кивать им в ответ.
Сейчас я активно готовлюсь, чтобы получить водительские права, а затем начну учить немецкий. Понимаю, что без него нельзя.
– Ожидания и реальность: какие представления о том, что вас ждет, оправдались, а какие – нет?
– Офис OLX, в котором я работал (у компании два офиса в Киеве – ред.), занимал один этаж, там было меньше сотни человек и создавалось ощущение большой семьи. Берлинский офис – это «машина»: около 300 сотрудников, четыре этажа, каждый из которых живет своей жизнью.
Здесь я не стремлюсь превратить команду в семью: у наших стран – разный менталитет и подходы. При этом я подбираю людей так, чтобы все были на одной волне и дружелюбно относились друг к другу. Например, уже нанял двух специалистов, благодаря которым мы достигли большого прогресса.
– Какие особенности работы в берлинском офисе?
– Каждые две недели у нас проходят общие собрания на разным темы – глобальные и точечные. Например, обсуждаем планы на неделю, прогресс в выполнении поставленных задач и т. д.
Пиво со снеками здесь в свободном доступе, как чай/кофе в киевском офисе – даже на работе все придерживаются этой немецкой традиции (улыбается). В пятницу после обеда мы с командой стараемся сбавлять обороты: до перехода на «удаленку» приносил каждому по пиву, и это работало как приятная мотивация.
– Поддерживаете ли отношения с киевской командой?
– OLX Украина – самодостаточный бизнес, и в финансовых вопросах мы почти никак не пересекаемся. Хотя в продуктовых инициативах, конечно, сотрудничаем. Лично я больше общаюсь с коллегами из других стран, например, из Нидерландов. Там находится центральный офис, перед которым мы отчитываемся как юрлицо.
Это не означает, что я не в контакте с киевскими друзьями и коллегами. Примерно раз в две недели мы выходим на связь, потому всегда знаю, что происходит в украинском офисе.
– Что из опыта, который вы получили в Украине, помогает вам сейчас?
– Я благодарен своей финансовой команде в Киеве за то, что научили стремиться к высокому качеству работы. Последнее здесь не всегда соответствовало моими ожиданиям.
Поэтому мы запустили процесс трансформации, который еще продолжается. Работаем над тем, чтобы повышать качество бухгалтерского учета, оптимизировать разные затраты, также проводим тренинги по финансам для нашей команды и смежных департаментов.
– А чему вы успели научиться на новом месте?
– Больше не боюсь говорить людям, что им делать. Просто иначе мне придется работать за четверых. Но при этом нужно направлять их и контролировать.
Кроме делегирования, я научился видеть задачу или проблему «с высоты». Если в Киеве больше погружался в детали, то сейчас у меня уходит много времени на коммуникацию. Раньше основным рабочим инструментом был Excel, а теперь Gmail (улыбается).
О городе и воплощении мечты
– Чего больше всего не хватает на новом месте?
– Иногда не хватает единомышленников. Хотелось бы, чтобы в команде были люди, которым не нужно объяснять, что делать. С которыми можно было бы провести одну встречу и доверить решение вопроса. Делаю все, чтобы изменить ситуацию.
Скучаю по киевским кафе: по сравнению с европейским, наш сервис на высшем уровне. У нас более уважительно относятся к клиентам, и мы требуем многого за небольшие, на самом деле, деньги. В Европе все наоборот: доходы позволяют людям ходить в разные заведения, но они особо не задумываются, какой там сервис, нет завышенных ожиданий.
Скучаю по друзьям и родителям. Но два часа в полете – и ты в Берлине. До карантина у нас дома образовался перевалочный пункт, где все останавливались, приезжая в гости (улыбается).
– А без чего теперь не представляете свою жизнь? Появились ли какие-то новые привычки?
– Сбылась моя мечта – я начал ездить на работу на велосипеде! На общественном транспорте ехать до офиса всего 23 минуты, но по специально выделенным велодорожкам – еще быстрее.
– Как на вас влияет сам город?
– Берлин – очень комфортный. Тут есть вся необходимая инфраструктура. Пробки бывают редко и только из-за того, что ремонтируют дороги. Город может похвастаться малоэтажной застройкой: новые дома – 4-6-этажные, потому меньше жителей на единицу площади.
Берлин чистый, много парков, урбанистических мест. Уже полтора месяца, как мы с семьей и друзьями снова можем исследовать что-то новое на выходных: после карантинных ограничений город возвращается к нормальной жизни. Постоянно находим альтернативные локации: заброшенные заводы и фабрики, музеи, барахолки. Если погода позволяет, то за день можем проходить по 10-15 км.
– Какие выводы вы сделали для себя за время работы в другой стране?
– Ничего не берется из ниоткуда. Нужно быть смелым, чтобы принять решение, которое изменит твою жизнь. Верить в то, чего хочешь, говорить об этом и действовать. Например, если бы я не рассказал своему руководителю, что хочу работать в Берлине, то сейчас не был бы здесь.
– А если сравнивать вас сегодняшнего и почти год назад, в чем будет главная разница?
– Я стал более опытным в работе с людьми, начал лучше разбираться в них и больше требовать.
Есть проблемы, которые достались мне от предшественников, но в каждой из них я вижу возможность научиться чему-то новому.
Текст: Светлана Васильченко