Более 11 млн украинцев покупают товары в интернете, из них – каждый четвертый делает более 20 заказов в год*. Из-за небывалой популярности онлайн-шопинга увеличилась и активность онлайн-мошенников. В 2020 году киберпреступникам удалось украсть более 252 млн гривен, а самым популярным методом стал обман с помощью сайтов-подделок**.
Вместе с ростом популярности онлайн-торговли и жизни в киберпространстве активизировались и мошенники, которые массово создавали фальшивые сайты и обманывали людей на деньги. Согласно последним исследования CBR, в прошлом году 35% опрошенных украинцев сталкивались со злоумышленниками во время покупок в интернете, а, по данным Ассоциации ЕМА, с помощью социнженерии интернет-мошенники «заработали» 252 млн грн. В OLX рассказали о главных методах онлайн-мошенников и дали рекомендации, как им противодействовать.
Как обманывают покупателей
Размещение несуществующих товаров на платформах и соцсетях. Жертва пересылает деньги по предоплате.
Телефонное мошенничество. Жертва передает личные платежные данные преступнику, который выдает себя за представителя банка или полиции.
Фишинг – сайты-подделки. Когда жертва переходит по ссылке на мошеннический ресурс и вводит там личные платежные данные.
«Около 78% населения Украины в возрасте 16 лет и старше (примерно 25 млн человек) пользуется интернетом***. Из них – примерно 500 тысяч ежедневно сталкиваются с киберпреступниками. Самой популярной схемой мошенников в 2020 году стал фишинг – отправка ссылок на сайты-подделки. Практически во всех случаях преступники используют методы социальной инженерии: притворяются продавцами, покупателями и даже сотрудниками банка, а затем применяют манипуляции, чтобы жертва сама передала свои платежные данные», – рассказал Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украина.
По статистике OLX, доля киберобманов в онлайн-шопинге с использованием сайтов-подделок составляет около 0,4% от всех транзакций. По данным платформы, в целом количество людей, которые столкнулись с фишингом при покупке или продаже товаров в 2020 году – составляет примерно 20 тысяч человек. Из них 12 369 (62%) – не потеряли деньги благодаря внимательности, знанию правил и своевременному обращению в службу поддержки OLX. Количество пользователей, кто передал личные данные мошенникам и потерял деньги, – примерно 7700 человек.
С начала марта и до конца локдауна мошенники оперативно отслеживали тенденции спроса населения и расширяли свою деятельность от электроники к товарам личной гигиены, быта и спортивного инвентаря. Под удар, прежде всего, попали люди, которые покупали онлайн или пользовались сервисами впервые. Наибольшее количество таких мошеннических действий было зафиксирована в декабре 2020 года, когда украинцы массово покупали товары онлайн накануне Нового года и январского локдауна.
Как обманывают продавцов
Наиболее популярной в последние месяцы прошлого года была такая мошенническая схема:
1. Псевдопокупатель находил продавца на онлайн-площадке.
2. Сразу писал в посторонний мессенджер, пытался войти в доверие.
3. Присылал сторонние ссылки и убеждал перейти по ним (они вели на фишинговый сайт).
4. Делился фейковыми правилами работы сервиса, торопил и даже давил, чтобы жертва самостоятельно ввела свои платежные данные.
5. Получал от жертвы-продавца на фишинговом сайте CVV-код, баланс и срок действия карты, чтобы в результате вывести украденные деньги на виртуальный счет.
«Чтобы научить украинцев правилам безопасности в интернете, мы объявили 2021-й «Годом безопасности» и запустили образовательный проект Онлайн[за]хист. За месяц его работы получили более сотни историй пользователей, которые столкнулись с онлайн-мошенниками – в среднем три истории каждый день. 80% из них касаются схемы с мошенничеством против продавцов, 70% – фишинговых ссылок и сайтов-подделок. Наиболее заинтересована темой кибербезопасности аудитория в возрасте 25-34 лет», – добавил Виктор Нобиуз.
Как защититься от преступников
По международным прогнозам, доля финансовых сделок онлайн будет только расти****. Каждая четвертая покупка в мире будет происходить онлайн. Поэтому для усиления собственной кибербезопасности пользователи должны постоянно соблюдать базовые правила:
1. Ознакомиться с правилами работы сервиса и услуг, где запланирована покупка / продажа товара.
2. Быть внимательным к объявлениям, онлайн-незнакомцам и посторонним ссылкам.
3. Обсуждать детали сделки только в официальном чате онлайн-площадки.
4. Обращать внимание на адрес сайта.
5. Не разглашать платежные и персональные данные.
6. Сообщать о попытках мошенничества в Киберполицию.
Более подробно о правилах безопасности и методах мошенников можно узнать на сайте https://safety.olx.ua/.
*Исследование онлайн-торговли Украины от CBR.
**По данным Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем EMA 2020 года.
***Исследование онлайн-торговли Украины от CBR.
****Ежегодный прогноз Activate Tech & Media Outlook.