Все больше украинцев выбирают онлайн-шопинг как удобный способ приобретения товара: почти 40% пользователей покупают в интернете ежемесячно, а 70% – тратят более 500 гривен за одну покупку. В то же время большинство украинцев не знают, как защитить свои платежные данные, а каждый третий готов перевести деньги на карту незнакомому человеку. В Киберполицию в случае преступления обращается только каждый пятый. Такие данные приводит аналитическая служба OLX, согласно результатам опроса 11360 пользователей интернета в марте.
Как часто украинцы покупают в интернете
Ежемесячно онлайн покупают 40% украинских интернет-пользователей, а раз в квартал – каждый четвертый (23,4%). Доля тех, кто заказывает товары раз в полгода или раз в год составляет 15% и 11% соответственно.
Подавляющее большинство – 62% украинцев покупают на крупных онлайн-платформах, а в небольших интернет-магазинах и соцсетях – еще по 24% и 22% соответственно. Больше всего обращают внимание на отзывы о продавце (56%), надежность сайта (54%), метод оплаты (47%) и дешевизну товара (37%). А вот оперативность доставки в приоритете только для 10% покупателей.
Сколько денег тратят
За раз украинцы обычно тратят больше 500 грн:
– онлайн-покупки до 100 грн – 4%;
– онлайн-покупки до 500 грн – 27%;
– онлайн-покупки до 1000 грн – 36%;
– онлайн-покупки на 1000 грн и больше – 33%.
Большая часть покупателей (71%) предпочитает оплачивать наложенным платежом, но каждый третий готов сделать предоплату – перевести всю сумму за товар на счет незнакомому продавцу и после этого ждать покупку.
Как защищаются от мошенников
В случае мошенничества только 2 из 10 людей обращаются в Киберполицию, в банк – 3 из 10, а в службу поддержки – половина респондентов. 40% участников опроса будут решать проблему самостоятельно или же расскажут о ней родным.
Согласно опросу OLX, большинство опрошенных – 57% – не знают ни одного способа защиты своих аккаунтов и платежных данных. Что такое социальная инженерия (психологические манипуляции, когда мошенник притворяется продавцом/покупателем или сотрудником полиции/банка/службы поддержки) понимают только 13% пользователей интернета. 52% опрошенных не знают, что такое фишинг (кибератака с применением сайтов-подделок). Чтобы научить украинцев правилам безопасности в интернете, OLX объявил 2021 «Годом безопасности» и запустил образовательный проект Онлайн[за]хист.
«Каждый третий украинец, который столкнулся с фишингом в интернете, теряет свои деньги. При этом пользователи отдают свои платежные данные самостоятельно, поверив мошеннику, который притворяется другой стороной во время онлайн-сделки и убеждает перейти по ссылке в стороннем мессенджере. Согласно нашему опросу, 31% респондентов попадали на мошеннический сайт-копию именно по ссылкам из мессенджеров (Viber, Telegram, WhatsApp). Также люди теряют средства, переходя по линкам из SMS, которые «гарантируют им призы за участие в конкурсах».
С 2020 года количество фишинговых атак на обычных пользователей только растет, но процент украинцев, которые считают, что могут стать жертвой преступников, – уменьшился с 75% до 61%. В то же время нежелание обращаться в службу поддержки и к правоохранителям создает большое поле для мошеннических маневров. Поэтому в условиях растущей популярности онлайн-шопинга, пользователям необходимо всегда быть внимательными, своевременно реагировать и знать базовые правила кибербезопасности», – объясняет Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украина.
Напомним, что, по данным Ассоциации ЕМА, в 2020 году с помощью социнженерии интернет-мошенники завладели 252 млн грн украинцев, а главными методами преступников стали фишинговые атаки, размещение несуществующих товаров и телефонное мошенничество.
В OLX добавили, что лучшая защита от мошенников – это внимательность пользователей и знание базовых правил безопасности:
1. Всегда читать правила платформ, где планируется покупка.
2. Не переходить по посторонним ссылкам, которые присылают незнакомцы в мессенджерах.
3. Отказываться обсуждать детали сделки в сторонних мессенджерах – только чат платформы может гарантировать защиту.
4. Не разглашать свои персональные/платежные данные.
5. Сообщать о нарушениях в Киберполицию и Службу поддержки. В случае разглашения своих платежных данных – обратиться в банк.