Ровно три месяца украинцы могли ввозить автомобили в Украину без уплаты налогов. Значительная часть этих авто помогают нашим защитникам или же служат семьям, потерявшим автомобиль в результате боевых действий. В то же время многие украинцы воспользовались возможностью выгодно приобрести новую машину. Андрей Коцина, руководитель направления OLX Авто, подводит итоги льготного периода и рассказывает, чего ждать на вторичном рынке машин после отмены нулевого растаможивания.
Рынок перепродажи авто расширился на 30%, самый большой выбор был в июне
Война повлияла на необходимость пополнения внутреннего рынка автомобилей недорогими моделями из-за границы. Во-первых, постоянно есть потребность в автомобилях для нужд ВСУ, а во-вторых, автомобили тысяч украинцев уничтожены из-за боевых действий. Согласитесь, важное основание для отмены пошлины на ввозимые из-за границы авто. Так, только на OLX Авто за период действия нулевого растаможивания количество объявлений увеличилось на 30%. При этом самый богатый выбор машин был в июне.
Так откуда же приехало больше всего автомобилей? В Институте исследований авторынка подсчитали, что более 91% импортированных в апреле-мае автомобилей были родом из Европы. Количество ввезенных автомобилей из США и Южной Кореи – наоборот – снизилось. Доля импортированных «американцев» уменьшилась в пять раз по сравнению с показателями в начале года. Этого стоило ожидать, ведь машины из-за океана в основном прибывали в украинские порты, а большинство из них были заблокированы из-за боевых действий. Так что ждать автомобиля с другого континента стало долго и порой невыгодно.
Мы сравнили общую ситуацию на рынке с ассортиментом на OLX. Да, действительно, большинство автомобилей на платформе завезли из Европы, больше всего – из Германии. К примеру, в июне 37% всех предложений составили именно немецкие авто. Тем не менее, вторая страна по количеству ввозимых автомобилей – это Соединенные Штаты. Но по статистике публикаций объявлений видно, что, например, в апреле, когда начало действовать льготное растаможивание, автомобилей из США было гораздо меньше, чем, скажем, в мирном январе. Разница в количестве объявлений составила 26%. Однако уже в июне заказанные в Штатах автомобили доехали до Украины, и доля объявлений о продаже авто из этой страны вернулась к довоенному уровню, то есть к 10-11 тыс. предложений ежемесячно.
Больше всего на рынке автомобилей Volkswagen, а чаще всего ищут Toyota
За период действия нулевого растаможивания в Украине выросла популярность авто с пробегом среднего ценового сегмента. Так, 9 из 10 автомобильных марок, которые чаще всего предлагали на олх, представлены в диапазоне $5-7 тыс. В десятку вошли:
- Volkswagen – 17 808 объявлений;
- Opel – 10 287;
- Ford – 8752;
- Renault – 8649;
- Mercedes-Benz – 7628;
- BMW – 7 611;
- Skoda – 6 354;
- Daewoo – 6 344;
- Audi – 6 203;
- Toyota – 4 899.
Ну и поскольку мы уже затронули вопрос цены, расскажу о том, как повлияли три месяца нулевого растаможивания на стоимость автомобилей. Из десятки самых распространенных автомобилей на нашей платформе наиболее существенное удешевление коснулось четырех марок:
- Toyota подешевела на 12% – в июне средняя стоимость составляла $7 121;
- Volkswagen, Audi и Daеwoo упали в цене на 10%. Так, немецкий «народный автомобиль» в июне стоил в среднем $6 063, Audi – $5 746, а Daewoo – $1 842.
И если в июне по сравнению с мартом продавцы снизили стоимость для четырех марок, то среди покупателей больше вырос интерес к Toyota и Skoda. На автомобили этих брендов украинцы начали реагировать вдвое чаще, чем в марте.
В целом, спрос в июне был таким:
- Toyota и Daewoo – по 7 потенциальных покупателей на одно объявление. Первая марка очевидно заинтересовала уменьшением стоимости, а вторую предлагают на рынке в достаточном количестве и за достаточно бюджетную цену;
- на одно объявление из Audi, BMW, Opel, Renault, Skoda в среднем отзывались по 6 человек.
Что будет с внутренним рынком после отмены нулевой пошлины
С 1 июля льготные условия импорта автомобилей больше не действуют. Тем не менее, в этом месяце еще оформляется та часть машин, которая была в очереди на растаможку на момент отмены закона. Также замечу, что ввезенные по нулевой пошлине авто будут держать внутренний рынок на комфортном ценовом уровне, ведь украинские продавцы будут корректировать стоимость автомобилей в соответствии со средними расценками, которые сейчас несколько уменьшились.
Однако с каждым месяцем импорт авто доступного и среднего ценового сегмента будет уменьшаться, поскольку таможенная ставка будет просто-напросто невыгодна. В то же время выбор среди подержанных авто в Украине тоже станет меньше. Спрос на автомобили не снизится, ведь уровень автомобилизации в нашем государстве не на высоком уровне: около 250 автомобилей на 1 000 человек. В Европе это соотношение составляет 600 к 1 000. Добавьте сюда еще значительное количество уничтоженных и поврежденных авто, а также постоянную потребность в транспорте для украинских военных. Понятно, что у украинцев будет запрос на автомобили, а соответственно, и цены уже вскоре могут поползти вверх. Так что если у вас есть потребность в личном транспорте, но вы никак не решаетесь на подбор и покупку – сейчас самое время начать поиск автомобиля.