«Мне нравится создавать вещи, которыми пользуются миллионы людей»: интервью с дата-инженером OLX Михаилом Макаренковым

801
Добавить
в избранные
Поделиться

Редакция блога продолжает серию интервью с сотрудниками OLX. Наш следующий герой – дата-инженер Михаил Макаренков. Он рассказал о призвании родом из детства, важности автоматизации в рабочих процессах, своем блоге о науке данных и теории вероятности в успехе человека.

О возможности «создавать свои миры»

– Михаил, с чего началась и как развивалась ваша карьера?

– У меня никогда не возникал вопрос, кем быть.

Я с детства интересовался техникой, составными частями машин, механизмов. Однажды родители купили мне учебник по информатике и языку Basic. Я настолько увлекся, что начал изучать алгоритмы, хотя компьютера у меня тогда не было.

Вскоре мне его подарили. Но он был старым, и в нем не работало запоминающее устройство. Приходилось каждый раз заново набирать программы, нельзя было загружать игры. Поэтому я придумывал и писал их сам – развивал воображение и навыки программирования. Это была вселенная, где можно создавать свои миры (улыбается).

С современными технологиями я познакомился уже во время учебы на факультете информатики в Крымском инженерно-педагогическом университете. Спустя время прошел конкурс на создание интернет-магазина: благодаря новой работе узнал, что такое WEB, SEO и как работает бизнес.

– Как вы попали в OLX?

– В 2013 году я подал резюме еще тогда в Slando на позицию разработчика, который поддерживал бы внутренние CRM-системы. У меня уже был опыт работы как в веб-студиях, так и в продуктовых компаниях. Продакт-менеджер заинтересовался, и меня пригласили на собеседование.

Сразу привлекла дружелюбная и свободная атмосфера в компании, общие ценности, коллектив. Люди не просто ходят в офис, а создают новое и меняют мир к лучшему.

Сначала работал в продакт-отделе. Затем мы переехали в новый офис, начало формироваться подразделение бизнес-аналитики, где я сейчас. Создаю и поддерживаю внутренние системы: они помогают команде работать. Мне нравится делать вещи, которыми пользуются миллионы людей.

О «пропаганде» инноваций и автоматизации

– Как можно описать вашу роль в компании?

– Задача дата-инженера – разрабатывать инфраструктуру для доступа к данным и для их анализа. Это могут быть как готовые решения, например, интеграция Amazon-сервисов, так и собственные разработки аналитических систем, которые объединяют потоки данных в едином интерфейсе.

В каком-то смысле занимаюсь «пропагандой» инноваций и автоматизации. Без первого компания не станет лидером на рынке, а второе помогает экономить сотни человеко-часов. По сути, я – связующее звено между аналитиками и разработчиками.

– Что должен знать и уметь дата-инженер?

– Знать, как работать с базами данных, глубоко понимать SQL, быть знакомым с разработкой программ, находить области, где можно автоматизировать процессы в компании.

Еще нужно критически мыслить, быть кропотливым, проверять каждый шаг, потому что «машина» не прощает ошибок. Важно уметь слышать коллег, чтобы совместно решать проблемы и задачи.

– Можно ли выделить особенности в работе с платформой OLX?

– Международная платформа и огромное количество данных для исследований – рай для аналитика. Мы постоянно обмениваемся идеями с коллегами из других стран, перенимаем опыт друг друга, благодаря чему компания быстро развивается.

Нужно проявлять инициативу, замечать закономерности. Потому появляется много возможностей для обучения (есть бесплатные онлайн- и оффлайн-курсы), творчества, продвижения и реализации своих идей.

– Вы что-то заимствуете у зарубежных коллег?

– Например, у Avito (самая большая площадка объявлений в России, часть OLX Group – ред.) мы перенимаем технологии в сфере машинного обучения. Сначала придумываем нововведение, проверяем, нет ли его среди реализованных у них, смотрим на результаты и внедряем у себя. Из недавнего – выявление дублей картинок в объявлениях, алгоритмы поиска мошенников, способы борьбы со спамом.

«Мне нравится делать вещи, которыми пользуются миллионы людей»: интервью с дата-инженером OLX Михаилом Макаренковым

О вызовах в работе и «созидательном разрушении»

– Как построен рабочий процесс в вашей команде?

– Наша команда делится по направлениям: монетизация, Data Science, аналитика, разработка/автоматизация.

Одна часть работы – сервисная поддержка других отделов. Это может быть выгрузка аналитики из базы данных, например, по количеству продаж или размещенных объявлений. Также наш отдел регулярно выполняет запросы для СМИ (например, стоимость квартир или популярные товары). Мы стараемся получать такие задачи заранее, чтобы планировать время. Еще сопровождаем уже реализованные проекты, например, блог OLX.

При этом у нас есть собственные задачи и цели – глобальные и индивидуальные. Каждый сотрудник может предлагать проекты и работать над ними.

– Над чем вы работаете сейчас?

– Над автоматизированной системой для команд письменной и голосовой поддержки, модерации. Она интегрирует телефонию в базы и процессы компании, выдает аналитику, помогает повышать продажи.

Еще у нас есть система Upsell – большая CRM-система для телефонии, которая внедряется во все рабочие процессы и помогает службе поддержки принимать звонки от клиентов. Я участвовал в ее создании как back-end разработчик вместе со специалистами по базам данных, JS-разработчиками, инженерами.

Очередной проект – CRM-система программы «Работаем по правилам» для приема жалоб от Ассоциации специалистов по недвижимости (риелторов) Украины, с помощью которой мы очищаем платформу от некачественных объявлений.

– Что самое сложное в вашей работе?

– Бороться с т.н. ad hoc-задачами (специфическими, нестандартными – ред.), поскольку они мешают проектной работе. К счастью, нам это удается благодаря автоматизации и критическому подходу: важно вовремя понять, точно зафиксировать и классифицировать тип приходящих задач. Всегда вникать в них и обсуждать с коллегами.

– А есть вероятность, что в скором времени ваши функции будет выполнять искусственный интеллект?

– Я сторонник идеи «созидательного разрушения», когда старые виды производства заменяют на инновационные. Поэтому оптимистично отношусь к искусственному интеллекту.

О стремлении все автоматизировать

– Какими достижениями вы гордитесь?

– Например, BI CRM – аналитическая система, которая объединяет менеджеров и аналитиков, при этом в центре внимания остаются данные. Например, с ее помощью можно по определенным критериям автоматизировать поиск недобросовестных пользователей, что экономит время специалистов службы безопасности. Ежемесячно нам приходят тысячи таких запросов, и без этой системы мы бы выгружали нужные данные вручную.

Также я основной разработчик блога OLX, упомянутой программы «Работаем по правилам» для раздела «Недвижимость», системы приема и хранения жалоб о мошенничестве, справочного сервиса для OLX Узбекистан.

Считаю важным популяризировать науку о данных, так как в нашей стране есть перспективы для быстрого развития этой области. Потому продвигаю свой блог о Data Science в Украине.

Так как я стремлюсь все автоматизировать, то еще разработал тематический агрегатор (улыбается). Несколько раз в день он собирает новости и обучающие материалы по Data Science из разных источников.

– Есть ли у вас правила баланса между работой и личной жизнью?

– Я семейный человек, и ничто не заменит время игры с маленькой дочкой. Тем не менее, не могу жить без познания чего-то нового. Поэтому практически каждый день читаю книги или смотрю лекции TED.

– Что из прочитанного произвело на вас наибольшее впечатление?

– Из недавнего – «Почему государства терпят неудачи» Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона, а также «Рациональный оптимист» Мэтта Ридли. В первой книге авторы анализируют и прогнозируют, что ждет нашу страну и весь мир. Во второй раскрывается идея, что у человечества есть хорошие перспективы, если мы будем действовать сообща.

– Что бы вы могли назвать своими карьерными уроками?

– Не бояться пробовать новое. Есть простой закон теории вероятности: при большем количестве попыток вы точно достигнете своей цели.

Текст: Светлана Васильченко

Как вам статья?

Поделиться
Добавить
в избранные
«Мы с командой движемся, как одно целое»: интервью с руководителем B2B Unit OLX Оксаной Скоробрехой

«Мы с командой движемся, как одно целое»: интервью с руководителем B2B Unit OLX Оксаной Скоробрехой

Интервью с руководителем B2B Unit OLX Оксаной Скоробрехой – о том, как изменилась их работа, поддержке друг друга и как OLX помогает своим пользователям развивать бизнес во время войны.