В новом опросе более тысячи владельцев онлайн-бизнесов на OLX рассказали о преимуществах своего дела, влиянии карантина и планах. 4% предпринимателей на OLX открыли магазин во время карантина. В онлайн-продажи чаще всего идут, чтобы получать дополнительный доход и работать из любой точки. 29% считают, что в Украине легко вести бизнес прозрачно.
Портрет онлайн-предпринимателя
По результатам исследования получился портрет среднестатистического онлайн-предпринимателя. Это мужчина 25-44 лет, проживающий в одном из городов Киевской области. В целом ему хватает денег, но для комфортной жизни этого мало – поэтому больше пяти лет назад он решил продавать товары/услуги в интернете.
С кем и зачем
В половине случаев (51%) онлайн-продавцы – основатели бизнеса, работающие самостоятельно. У 22% есть партнер/ы, у 21% – штат до 10 человек, а у 6% – от 10 сотрудников.
Если сравнивать мужчин и женщин, то среди первых больше тех, кто управляет магазином самостоятельно (52% vs 49%), и тех, у кого маленький штат (24% vs 16%). Женщины-предпринимательницы чаще работают с партнером/ами (28% vs 20%) и с 10+ сотрудниками (6% vs 4%).
Треть опрошенных в онлайн-продажах – дольше пяти лет. 15% – меньше года, причем 4% из них открыли магазин именно во время карантина. Топ-3 сфер, в которых ведут свое дело на OLX, – «Бизнес и услуги» (25%), «Недвижимость» (24%), «Дом и сад» (19%).
Основной причиной чаще всего называют желание зарабатывать больше денег (37%). На втором месте (19%) – возможность работать из любой точки. При этом для женщин гибкость важнее – 22% vs 17%. Также 11% женщин отметили, что их основной мотив – это жизненные обстоятельства, не позволяющие найти работу на полный рабочий день. Среди мужчин подобная ситуация лишь у 5%.
Заработок дополнительных средств актуальнее для мужчин – 38% vs 30%. Еще одна важная причина продавать онлайн для них – возможность сочетать постоянную работу и бизнес в интернете – 10% vs 7%.
Продвижение бизнеса
89% покупают рекламу для продвижения своих товаров, причем 50% всех опрошенных делают это регулярно. Больше половины (56%) уверены, что платные рекламные услуги помогают продвигать бизнес и увеличивать доход. Те же 56% готовы вкладывать в рекламу на платформе до 5% прибыли, почти четверть респондентов – от 5% до 10%, а каждый десятый не против выделять на продвижение от 10%.
Влияние карантина
Несмотря на продолжающуюся пандемию, 74% опрошенных предпринимателей строят планы. Так, 45% респондентов в ближайшие полгода хотят наращивать темпы и значительно увеличивать объемы продаж. 11% также будут продавать больше товаров, однако их планы менее машстабные. Добиваться желаемого собираются преимущественно за счет новых товаров/услуг (61%) и дополнительных вложений в рекламу (50%).
Почти 4% видят перспективу в изменении или добавлении еще одного направления – хотят попробовать что-то новое (50%) и адаптируются под потребности покупателей (50%).
Онлайн-бизнесом в Украине
Треть предпринимателей считают, что развивать онлайн-бизнес в Украине во время карантина легко, а 44% затрудняются ответить на вопрос.
Больше половины уверены, что для развития дела не стоит ограничиваться одним лишь присутствием в интернете, в противовес им 17% верят, что можно быть успешным и без открытия физического магазина.
Главной трудностью в онлайн-торговле называют высокую конкуренцию (61%). Также жалуются на то, что тяжело находить и удерживать клиентов (31%). Чуть меньше трети (29%) опрошенных считают, что в Украине легко вести малый и средний бизнес прозрачно, но почти 44% с ними не согласны.