За полтора года количество украинцев, которые обратились бы в полицию из-за мошеннических действий, упало с 21% до 10%. В то же время каждый второй пользователь сталкивался со злоумышленниками в интернете, а каждый седьмой — терял деньги из-за фишинга. Больше всего от онлайн-мошенников страдают жители Киевской, Днепропетровской и Харьковской областей. Киберпреступники чаще всего атакуют пользователей в популярных мессенджерах, а вот электронную почту для обмана украинцев во время онлайн-шоппинга почти не используют. Такие данные приводит OLX, согласно результатам опроса 55 тыс. покупателей и продавцов в августе.
Кого обманывают чаще всего
За последние полгода 45% из опрошенных украинцев сталкивались с попытками онлайн-мошенничества. В то же время в прошлом году этот показатель был вдвое меньше — 22%.
Чаще всего с начала 2021-го атакуют жителей больших городов — две трети случаев. Хоть киберпреступники и пытаются активнее атаковать женскую аудиторию, но их жертвами становятся одинаково часто как мужчины, так и женщины (40% и 60% соответственно).
Какие схемы используют мошенники
Больше половины мошеннических случаев (54%) — продажа несуществующих товаров по предоплате. На втором месте (28%) — фишинговые атаки, когда в мессенджерах пользователям присылали вредоносные ссылки на поддельную платежную форму. На третьем месте (11%) — мошенничество с отправкой фейковых скриншотов / квитанций об оплате товара. Схема с подставным курьером, когда приезжает таксист и мошенник-покупатель убеждает быстро отдать ему товар, обещая зачислить средства на счет продавца, — уже не так популярна, однако и с ней столкнулись 7% пользователей.
После фишинговых атак мошенников в 2021 году во время онлайн-шоппинга 14% жертв потеряли свои средства. В подавляющем большинстве случаев — 83% — посторонние ссылки на вредоносные сайты поступали прямо в мессенджеры (Telegram, Viber, WhatsApp). Еще 6% жертв получили фишинговые ссылки в виде SMS, а вот через почту мошенники практически не атакуют украинцев — таких попыток зафиксировали только 2%.
Как украинцы защищаются от злоумышленников
По сравнению с похожим опросом OLX в 2020 году, значительно снизилась доля украинцев, которые обратятся в полицию и в Службу поддержки ресурса в случае мошенничества:
Что вы делаете, если сталкиваетесь с мошенничеством в интернете? (выберите несколько вариантов) | 2020 год | 2021 год |
Пытаюсь решить свои вопросы самостоятельно | 35% | 41% |
Рассказываю близким | 48% | 32% |
Обращаюсь в Службу поддержки онлайн-ресурса | 58% | 17% |
Обращаюсь в Киберполицию | 21% | 10% |
Не делаю ничего | 17% | 26% |
«За последние полгода 6 тыс. респондентов из 55 тыс. опрошенных получили фишинговые ссылки от мошенников. 18% украинцев, которые сталкивались с мошенничеством в 2021 году, не знают ни одного способа защиты своих платежных данных. А о методах борьбы с мошенничеством 53% опрошенных в этом году уже узнали из соцсетей, 34% – от друзей, 22% – из телевидения, а 14% – на образовательном сайте Онлайн[за]хист.
Почти 40% украинцев уже знают, что ссылки, полученные от малознакомых людей, могут быть мошеннической атакой, поэтому не открывают их, а также не обсуждают финансовые вопросы в мессенджерах, если собеседник ведет себя подозрительно. Каждый пятый – проверяет пользователя по номеру телефона, каждый седьмой – внимательно вчитывается в содержание посторонних SMS и еmail-писем, а каждый десятый – проверяет ссылки сайтов, чтобы не попасть на мошеннический сайт-копию», – отметил Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украина.
В OLX добавили, что лучшая защита от мошенников – это внимательность пользователей и знание базовых правил безопасности.