Аналитика

Украинцы из городов чаще всего сталкиваются с фишингом, жители сел – с обманом по предоплате: результаты исследования

5 октября 2021   
 17
Украинцы из городов чаще всего сталкиваются с фишингом, жители сел – с обманом по предоплате: результаты исследования

Украинцев в онлайне обманывают многими способами: пенсионеров, например, в три раза чаще других — через SMS о выигрыше в лотерею. Каждого четвертого подростка — после открытия вредоносной ссылки. Жители сел чаще сталкиваются с продажей несуществующего товара по предоплате, а киевляне — с фишинговыми атаками. Пол, кстати, практически не влияет на вероятность встретить мошенника в интернете.

Такие данные приводит аналитическая служба OLX после опроса 25 тыс. пользователей интернета.

Место проживания

Место проживания значительно влияет на тип мошенничества. Например ⅔ жителей поселков городского типа и сел сталкиваются с попытками продать им несуществующий товар по предоплате, а вот жители городов в 1,5 раза чаще получают фишинговые ссылки. Жители райцентров на треть чаще других сталкиваются с поддельными квитанциями об оплате.

В селах в целом меньше знакомы с базовыми правилами кибербезопасности. Если более 42% горожан не обсуждают сделку за пределами платформы и не открывают ссылки от незнакомых людей, то среди жителей сел — это только 33% опрошенных.

В то же время жители столицы больше всего страдают от фишинга (36% от всех видов онлайн-мошенничества), а вот в Днепре, Одессе, Харькове и Львове половина случаев связана с предоплатой несуществующего товара.

Наиболее ответственно к обращениям в Киберполицию относятся во Львовской области — каждый восьмой обманутый подаст заявление, а наименее — в Одесской — здесь обратится только каждый четырнадцатый.

Возраст

Среди всех возрастных категорий 80% случаев онлайн-мошенничества происходят в мессенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp). Однако пенсионерам в три раза чаще присылают мошеннические SMS и в семь раз — электронные письма о «выигрыше в лотерею», «новые условия тарифа» или «правила карантина». В то же время 57% украинцев возрасте от 46 до 65 лет столкнулись с мошенниками, которые просили предоплату за несуществующий товар.

«Молодежь в возрасте 18-25 лет в каждом третьем случае попадает на фишинг, а каждый четвертый несовершеннолетний потерял деньги после перехода по поддельной ссылке на сайт-двойник известного бренда. Это связано и с тем, что молодежь проводит больше времени онлайн, и с тем, что она слабо знакома с базовыми правилами кибербезопасности — в школах этому не учат до сих пор. Украинцы в возрасте 65 лет и старше вдвое чаще ведутся на схему с подставным курьером и в полтора раза чаще других сталкиваются с мошенничеством с использованием фейковых скриншотов об оплате», — детализирует Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украина.

Молодежь более знакома с базовыми правилами кибербезопасности, однако общий уровень навыков поведения в онлайне остается невысоким:

Правила кибербезопасности До 18 лет После 65 лет
Не открывают ссылки от незнакомцев 48% 28%
Не разглашают платежные данные банковской карты 30% 29%
Обращают внимание на оценки и отзывы 38% 19%
Не обсуждают сделку за пределами платформы
(в мессенджерах)
39% 38%
Проверяют ссылки на olx.ua 14% 7%
Проверяют номер продавца / покупателя в базах отзывов 26% 21%
Внимательно оценивают текст в SMS или почте 22% 14%
Обращают внимание на манеру общения (например, есть ли психологическое давление или манипуляции) 45% 38%

В то же время о кибербезопасности 65% несовершеннолетних и 48% пенсионеров узнают из соцсетей, 38% и 23% — от друзей и родственников, а вот каждый третий украинец в возрасте от 65 лет — с образовательных проектов вроде Онлайн[за]хист.

Пол

Практически не влияет на вероятность столкнуться с мошенником. И мужчины (78%), и женщины (88%) получают вредоносные ссылки от мошенников в Viber, Telegram или WhatsApp. Только мужчины внимательнее проверяют адрес сайта, куда им предлагают перейти. Украинцы вдвое чаще украинок получают мошеннические SMS (выигрыш в лотерею, «вы выиграли авто») — 9% против 4% от всех случаев соответственно.

После встречи с мошенником представители обоих полов ведут себя одинаково: большинство пытаются решить проблему самостоятельно — в полицию обращается только каждый десятый пострадавший, однако женщины почти вдвое чаще мужчин обращаются в банк, чтобы заблокировать свою карту.