Война еще раз доказала, что автомобиль – не просто средство передвижения. Это надежный помощник, средство для эвакуации в безопасное место и даже временный дом в случаях, когда загруженные дороги не позволяли проехать более 250-300 км за световой день. Поэтому поддерживать свой автомобиль в идеальном техническом состоянии – это вопрос вашей безопасности и мобильности. Как изменился рынок автомобильного обслуживания и запчастей во время войны – рассказывает Андрея Коцина, руководитель направления OLX Авто.
Как боевые действия повлияли на рынок техобслуживания авто
Первые месяцы 2022 показали, что ситуация может стремительно меняться, поэтому крайне важно всегда следить за исправностью своего авто. Ведь полностью заряженный аккумулятор – это беспроблемные старты в пробках, а продиагностированная климатическая система – комфорт в жару и хорошая видимость в дождь.
Эксплуатация автомобиля во время военного положения требует более умеренного и глубокого подхода. Даже при сложном финансовом положении техническим обслуживанием машины не стоит пренебрегать, намеренно увеличивая межсервисные интервалы. Рано или поздно это приведет к дорогостоящему ремонту.
Во время военного положения обычных регламентных техосмотров может быть недостаточно. Так, из-за дефицита топлива существенно выросло количество низкокачественного, а иногда и контрафактного бензина и дизеля. Поэтому важно чаще обычного проверять состояние свечей зажигания и форсунок топливной системы.
Если автомобиль долгое время находился недалеко от зоны боевых действий, то перед эксплуатацией важно проверить его техническое состояние и функционирование основных систем. Даже если у машины нет видимых повреждений, случайная пуля, которая пролетает 1-2 км, могла повредить систему охлаждения, тормозную систему, одну из многих цепей питания и т. д. К сожалению, уже зафиксированы случаи, когда пули или обломки перебивали тормозные магистрали или топливопроводы.
Особенности рынка запасных частей и расходных материалов в военное время
Главный тренд рынка запчастей и технических жидкостей во время военного положения – это неоднородность. Да, не все мелкие интернет-магазины и розничные точки возобновили работу из-за кратковременного падения спроса или миграции работников.
В первые недели после начала полномасштабной войны рынок запчастей и технических жидкостей почти замер. Это произошло по нескольким причинам:
- режим ожидания у покупателей и оптовых игроков;
- нарушение и перестройка логистических маршрутов как внутри страны, так и за границей;
- эвакуация или полная остановка украинских предприятий.
Так, на OLX мы ежемесячно фиксировали около 1 млн объявлений в категории «Автозапчасти».
Пик предложений от продавцов в течение четырех месяцев войны был в июне – 1 148 563 объявлений. Интересно, что по сравнению с прошлым годом количество объявлений в этом месяце увеличилось на 29%. Сейчас украинские автомобилисты могут покупать импортные масла, технические жидкости и детали без значительных задержек и из любого уголка страны. Конечно, существенно изменились розничные цены. На это повлиял и рост цен на топливо, и ослабление гривны по отношению к иностранным валютам.
Большинство операторов рынка едины во мнении, что сейчас клиенты пытаются сэкономить, реже покупают новые запчасти и дорогие расходные материалы. В то же время массовый импорт 15-20-летних легковых авто (за месяцы льготного растаможили более 211 тыс. машин) и существенно подержанных внедорожников для военных нужд быстро восстановил спрос на компоненты и автохимию нижнего и среднего ценового сегмента. Большинство импортеров и крупных онлайн-площадок по продаже запчастей и автохимии не останавливали свою работу, а за последние месяцы возобновили деятельность.
Так, больше всего в июне предлагали детали для кузова – 31% от общего количества объявлений в категории «Автозапчасти». Если сравнить с первым месяцем войны, выбор увеличился на 38%. Количество объявлений по продаже двигателей выросло на 25% до 194 тысяч товаров (17% от общего количества). Электрооборудования стало больше на 20% (113 677 объявлений). Интересно, что спрос равен предложению, и больше всего в течение четырех месяцев украинцы откликались на объявления по продаже деталей для кузова и двигателя. Также с марта по май автовладельцев интересовали детали к подвеске и электрооборудованию. В июне в пятерку добавились еще детали в салон.
Как работает сегмент автомобильных сервисов в условиях военного времени
Сегодня большинство мультибрендовых станций и официальных дилерских техсервисов работает в полном объеме. Однако из-за экономических сложностей и дефицита топлива большинство из них переживают уменьшение количества клиентов. В основном это касается официальных монобрендовых сервисов. Желая сэкономить, автомобилисты обращаются в мультибрендовые СТО, где цена часа меньше, запчасти дешевле, а также есть возможность предоставить для обслуживания свои компоненты, купленные недорого.
У спроса на услуги автосервисов также есть региональные особенности. К примеру, в западных регионах (Львов, Черновцы, Ужгород, Ивано-Франковск, Луцк) из-за волны внутренней миграции в марте-апреле фиксировался временный рост спроса на услуги мультибрендовых и официальных автосервисов. Для поддержки вынужденно перемещенных лиц некоторые компании даже вводили специальные программы лояльности, распространявшиеся на украинских дилеров и сервисные станции в соседних странах.
С марта также большое количество СТО в Украине, в основном в западных областях, были вынуждены переквалифицироваться и изучать нетипичные для отечественного авторынка модели. Речь идет о пикапах и вездеходах, в которых нуждаются военные. В то же время многие сервисы ремонтируют авто для подразделений ВСУ, военных медиков и спасателей бесплатно или с большой скидкой.
В регионах, максимально приближенных к линии фронта или ранее частично находившихся в оккупации, вырос спрос на кузовные работы: рихтовку, покраску после механических повреждений из-за боевых действий.
Как и 4-5 лет назад, в первую волну массового импорта «евроблях», мультибрендовые СТО фиксируют рост спроса на обслуживание и диагностику только что ввезенных подержанных машин. Наибольшую выгоду от импорта получили так называемые «гаражные сервисы» с демократичными ценами, а также мультибрендовые автокомпании. Сейчас даже независимые мастера имеют доступ к диагностическому программному обеспечению и специализированному инструменту, что позволяет им обслуживать достаточно современные автомобили, разве что при необходимости вопрос доставки необходимых комплектующих будет решаться немного дольше, если сравнивать с СТО.