С началом войны украинцы стали меньше покупать в интернете. Если в декабре 2021 года регулярные покупки онлайн совершали 77% людей, то летом 2022 года – уже только 54%. В то же время покупатели начали еще чаще заказывать товары с мобильных телефонов (76% по сравнению с 67% в конце 2021 г.) и втрое больше пользоваться доставкой. Что покупали и сколько тратили украинцы в июне-июле – в исследовании OLX и CBR.
Портрет покупателя во время войны
По данным опроса CBR, самые активные онлайн-покупатели – украинцы, которые уже вернувлись домой. После 24 февраля они чаще других покупали технику, косметику и товары по уходу за собой, продукты питания, аксессуары и мебель. Это преимущественно жители северной и центральной Украины, а также столицы.
Участники, которые никуда не выезжали, больше других делали спонтанные покупки в интернете и с начала войны чаще заказывали медицинские препараты. В основном это были жители небольших населенных пунктов, а также западного и центрального регионов.
Те, кто были вынуждены перемещаться из-за войны, более взвешенно относились к выбору товаров и чаще других покупали онлайн строительные материалы.
Доля тех, кто вообще прекратил шопиться в онлайне, уменьшилась за счет жителей юга, женщин старше 46 лет, неработающих или с низким уровнем дохода. Среди причин часто называли отсутствие потребности в таких покупках (24%), финансовые трудности (23%) и проблемы, связанные с войной (11%).
Товары, которые больше всего интересуют украинцев
В июне-июле покупатели чаще всего интересовались товарами в таких категориях на OLX:
- «Электроника» – 194,6 млн откликов на опубликованные объявления;
- «Дом и сад» – 190,2 млн откликов;
- «Мода и стиль» – 121,2 млн откликов.
Самыми популярными товарами для потенциальной покупки в этих категориях были телефоны и аксессуары, товары для строительства и ремонта, а также товары для красоты/здоровья.
Товары, которые чаще всего покупают украинцы
Успешные онлайн-покупки, по данным OLX Доставка, были в категориях Электроника», Мода и Стиль» и Детские товары».
Количество заказов с OLX Доставка в разных категориях товаров в течение июня-июля
- «Электроника» – 419 195;
- «Мода и стиль» – 399 129;
- «Детские товары» – 324 736;
- «Хобби, отдых и спорт» – 313 357;
- «Дом и сад» – 273 985;
- «Животные» – 35 701 доставок.
Главные причины совершить онлайн-покупку, согласно опросу CBR:
- цена, ниже, чем в обычном магазине (58% опрошенных онлайн-покупателей);
- экономия времени (46%);
- доставка товара (29%).
Средний чек покупок
В июне-июле средний размер покупки составил 740 грн. Традиционно больше всего тратили на электронику: средняя стоимость заказа увеличилась на 100 грн. Самый маленький чек по-прежнему на детские товары. Однако по сравнению с 2021 годом он снизился на 61 грн.
Средний чек заказов с OLX Доставка в разных категориях
Категория | Средний чек, грн (июнь-июль 2022 г.) | Средний чек, грн (2021 г.) | Разница |
Электроника | 1 709 | 1 612 | +6% |
Хобби, отдых и стиль | 721 | 662 | +8% |
Мода и стиль | 601 | 632 | -5% |
Дом и сад | 577 | 628 | -8% |
Животные | 479 | 477 | +0,4% |
Детские товары | 354 | 414 | -15% |
Доставка
Опрос CBR показал, что после 24 февраля выросла доля покупателей, которые не готовы ждать товар больше недели. При этом украинцы все чаще пользуются доставкой, а на выбор способа отправки влияет стоимость посылки и скорость. Так, только за июнь-июль количество заказов с OLX Доставка составило более 1,8 млн, что в три раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года – 535 тыс. заказов.
Справка о компании
Компания CBR – команда профессионалов в сфере маркетинговых исследований с опытом работы более 10 лет, предоставляющая услуги по маркетинговым исследованиям полного цикла для широкого круга сегментов и с использованием всех основных типов и методов исследований. CBR является официальным партнером GfK по AdHoc исследованиям в Украине.