Радиатор автомобиля: для чего он нужен и как за ним ухаживать

598
Добавить
в избранные
Поделиться

Радиатор — одна из важнейших деталей автомобиля. Он находится в моторном отсеке и обеспечивает оптимальную температуру двигателя. В этой статье выясняем как работает система охлаждения двигателя, какие есть виды радиаторов и как правильно ухаживать за этой запчастью.

Для чего нужен радиатор

При движении автомобиля его механические узлы нагреваются, из-за чего двигатель может выйти из строя. Предотвращает это система охлаждения назначения которой заключается в поддержании надлежащей температуры в моторном отсеке. Одной из составляющих этой системы есть радиатор.

Радиатор авто используется в качестве теплообменника. Назначение радиатора состоит в том, что через него проходит нагретый антифриз или тосол, охлаждаемый встречным потоком воздуха во время движения автомобиля. Для этого он размещается в передней части кузова, где его прикрывает радиаторная решетка автомобиля. Это позволяет рассеивать в воздухе тепло от двигателя.

Также с помощью встроенного термостата радиатор в машине не только охлаждает, но и регулирует температуру двигателя. Когда она достигает определенной отметки (в среднем 92°C), термостат открывает путь охлажденной жидкости из радиатора, снижающей температуру двигателя.

Устройство системы охлаждения двигателя

Радиатор это только одна из составляющих системы охлаждения двигателя. Сама схема системы охлаждения двигателя состоит из:

  • Помпы охлаждающей жидкости обеспечивает циркуляцию жидкости, перекачивая ее через двигатель и радиатор машины.
  • Термостат — регулирует поток охлаждающей жидкости. Он расположен между двигателем и радиатором, работает в зависимости от температуры жидкости.
  • Вентилятор — усиливает охлаждение двигателя. Располагается между радиатором и сеткой радиатора. Может быть механическим или электрическим.
  • Расширительного бачка — сохраняет и испускает избыток охлаждающей жидкости после ее нагревания. Когда двигатель охлаждается, жидкость сжимается и возвращается из расширительного бачка обратно в систему.
  • Шлангов и тройников через них проходит охлаждающая жидкость через всю систему.
  • Датчики температуры — отслеживают температуру двигателя и охлаждающей жидкости, после чего передают показатели к управляющей системе автомобиля.

Жидкостная система охлаждения двигателя может работать в двух режимах: прогревания и рабочем. Во время режима прогрева жидкость проходит через малый круг циркуляции, пока не нагревается до 70—75°C. После достижения этой температуры автоматически открывается клапан термостата и нагретая жидкость попадает в верхний бачок радиатора, где проходит большой круг циркуляции.

Какие есть виды радиаторов

Автомобильные радиаторы бывают разных типов, в зависимости от их материала и строения. По материалу корпуса их делят на следующие виды:

  • Алюминиевые такие радиаторы довольно легкие и дешевые. Однако по сравнению с медными они имеют более низкую теплопроводность и меньшую стойкость к коррозии.
  • Медные — радиаторы из меди более эффективны и прочны. В связи с этим они соответственно тяжелее и дороже алюминиевых.

Также радиаторы могут иметь трубки разной формы. Это влияет на эффективность охлаждения и свойства антифриза. По способу сбора радиаторы бывают следующих видов:

  • Трубчато-пластинчатые — состоят из горизонтально расположенных труб круглой формы, на которые нанизаны тонкие пластины. Такие радиаторы собираются только механическим способом и используются преимущественно в подержанных автомобилях. Они дешевые, однако из-за небольшой площади столкновения с воздухом имеют низкую теплоотдачу.
  • Трубчато-ленточные — состоят из длинных овальных трубок в виде змеевика. Изготавливаются из сплава меди и латуни или алюминия. Благодаря своей форме обеспечивают большую площадь охвата и более эффективно охлаждают антифриз. Такие радиаторы устанавливаются в современных автомобилях. Модели из сплава меди и латуни стоят достаточно дорого, поэтому в большинстве случаев в автомобиле устанавливаются радиаторы из алюминия.

Выбор радиатора зависит от предпочтений и возможностей водителя. Алюминиевый радиатор к машине дешевле, однако в случае неисправности, починить его не удастся. Медно-латунные модели дорогие, но они дешевые в ремонте.

От чего зависит эффективность охлаждения двигателя

Система охлаждения и автомобильный радиатор это сложный механизм, на который влияют различные факторы. Среди них:

  • Конструкция радиатора — эта запчасть должна иметь соответствующие размеры, материал и устройство.
  • Обдува вентилятором — в зависимости от типа, вентилятор может иметь разные режимы работы. Например, электрический вентилятор автоматически включается, когда антифриз нагревается до определенной температуры.
  • Чистота — поскольку радиатор расположен в передней части кузова, он достаточно быстро загрязняется пылью. Из-за этого может ухудшиться теплообмен, поэтому радиатор и решетку радиатора нужно время от времени чистить.
  • Состояние системы — как и любые запчасти, детали системы охлаждения изнашиваются. Если ухудшилась работа радиатора, следует проверить их и при необходимости заменить.
  • Внешние условия — погода, состояние дороги и условия использования системы охлаждения влияют на эффективность ее работы.

Чтобы двигатель машины не перегревался, следует регулярно проверять состояние радиатора и других запчастей.

Как часто нужно промывать радиатор автомобиля

Радиатор требует регулярной очистки. Если вы ездите преимущественно в городе, тогда будет достаточно делать это раз в год в начале сезона, например, зимой или весной. Если же вам приходится ездить по бездорожью и на других сложных участках дороги, чистить радиатор нужно чаще.

Антифриз необходимо периодически менять. Делать это рекомендуется после 60–120 тыс. км или каждые 2–3 года.

Как почистить радиатор автомобиля

Почистить радиатор легко, это можно сделать в домашних условиях. Важно знать, чем промыть радиатор автомобиля. Эту процедуру рекомендуется проводить одновременно с заменой антифриза. Для этого:

  1. Перед тем как промыть радиатор автомобиля, нужно выключить двигатель и подождать пока он полностью остынет.
  2. Слить антифриз через кран, находящийся в нижней части радиатора. Состояние загрязнения системы охлаждения можно понять по цвету жидкости — если она чистая, значит, все хорошо. Если в антифризе есть грязь, понадобится не только промывка радиатора автомобиля, но и целой системы.
  3. Залить в систему дистиллированную воду. Улучшить эффект можно, добавив несколько капель некислотного средства против накипи.
  4. Завести двигатель на 15–20 минут.
  5. Полностью слить дистиллированную воду и залить новую.
  6. Повторить процедуру пока вода, сливающаяся из системы, не станет полностью прозрачной.
  7. После завершения залить новый антифриз и завести двигатель. При необходимости долить еще антифриз.

Чтобы почистить снаружи радиатор, его нужно снять с автомобиля. Поскольку детали большинства радиаторов достаточно чувствительны, нужно быть аккуратным и знать, чем промыть радиатор в машине. Убрать загрязнение рекомендуется струей воды, мягкой щеткой и неагрессивным моющим средством.

Какие самые частые причины неисправности радиатора и как их избежать

Как и любые другие детали, автомобильные радиаторы могут выйти из строя по разным причинам. Наиболее распространенными являются:

  • Механическое повреждение — радиатор находится в передней части кузова, где во время движения автомобиля на него могут попадать посторонние предметы, например камни. Чтобы снизить риск механического повреждения радиатора, следует соблюдать правила безопасной езды (особенно в условиях бездорожья) и регулярно проверять эту деталь.
  • Образование накипи — использование некачественной охлаждающей жидкости может привести к образованию накипи в полостях радиатора. Чтобы этого избежать, следует регулярно промывать радиатор и использовать качественный антифриз.
  • Замерзание охлаждающей жидкости при низких температурах зимой, некачественный антифриз может кристаллизоваться и расширяться. Поэтому на стенках трубок могут появиться трещины.
  • Естественный износ — постоянный нагрев и охлаждение изнашивает радиатор. Если он выполнен из дешевого материала, такой радиатор может быстро начать течь.

Автомобильный радиатор это важная деталь, которая обеспечивает бесперебойную работу двигателя, поэтому за ним нужно постоянно ухаживать и ответственно им пользоваться. С правильно подобранным радиатором и регулярным уходом ваши поездки будут комфортными и безопасными.

Как вам статья?

Поделиться
Добавить
в избранные
Який краще купити кросовер: самі економні кросовери | Блог OLX

Який краще купити кросовер: 9 найекономніших моделей

Надійні кросовери ✔️ Який бу кросовер краще купити ✔️ Економні дизельні кросовери ✅ Читати подробиці ➤ Блог OLX.ua.