Сегодня автомобиль — это часть нашей жизни. За более чем сто лет он прошел путь от трехколесной паровой машины до беспилотного электромобиля. В этой статье рассказываем, кто изобрел автомобиль и какой была история автомобиля от первого появления и до наших дней.
История создания первого автомобиля
Первая машина в мире была разработана еще в конце XVIII века. Это были паровые автомобили, которые уже тогда были оборудованы рулевым управлением, ручным тормозом и трансмиссией. После этого изобретатели создали много прототипов самоходных машин различной формы: паровую карету, паровое багги, машину-амфибию и другие. Однако подобный транспорт не понравился населению, которое опасалось слишком быстрых машин. В 1865 году в Англии даже был принят закон, который требовал, чтобы перед самоходной машиной шел человек с красным флагом и сигнальной дудкой. Это значительно замедлило развитие автомобилестроения.
Изобретателем первого автомобиля в мире считается немецкий инженер Карл Бенц, построивший свою машину с двигателем внутреннего сгорания в 1885 году в Мангайме. Параллельно с ним работали и другие изобретатели, однако именно Бенцу удалось запатентовать свой автомобиль и начать серийный выпуск в 1888 году.
Весомый вклад в успех Карла Бенца сделала его жена Берта Бенц. В 1888 году она совершила первую междугороднюю поездку на автомобиле мужа, чем продемонстрировала, что не конный транспорт прекрасно подходит для повседневного использования.
Начало эпохи автомобилестроения
Вскоре по патенту Бенца начали создавать автомобили и другие производители. В 1889 году во Франции появилась первая автомобильная компания Panhard & Levassor» а два года спустя — компания Peugeot. Десять лет спустя в Италии началось производство FIAT, и к 1900 году уже многие другие страны начали выпускать свои первые автомобили. А уже в 1902 году, американский Форд производил тысячи автомобилей.
Появление автомобилей оказало значительное влияние на все сферы жизни. Они способствовали росту нефтяной промышленности и развитию технологии производства бензина.
Время, когда автомобили только начали появляться, называют «эрой ветеранов». Машины тех лет часто выходили из строя, топливо было трудно достать, а большинство дорог не были пригодными для передвижения по ним. Машины в основном были модной новинкой, чем повседневным средством, однако желающих купить авто становилось все больше.
Развитие автомобилей
В течение последующих лет автомобили активно совершенствовались и видоизменялись. В начале 1900-х изобретатели проводили различные эксперименты и работали над созданием альтернативных двигателей. Была разработана электрическая система зажигания, независимая подвеска, тормоза на все четыре колеса, коробка передач и защитное стекло. Постепенно сталь заменила дерево в конструкции кузова и шасси автомобиля.
В 1920-х годах большинство автомобилей имели передний двигатель, закрытый кузов и стандартизированное управление. Легковые машины все больше заполняли улицы. Только в США в 1929 году было выпущено 5,4 миллиона автомобилей, а общее количество машин в эксплуатации составило 26,5 миллиона.
На протяжении 30-х годов было изобретено большое количество технологий, которые используются в автомобилях и сегодня. Среди них передний привод, независимая подвеска и багажник для грузов в задней части кузова. Для военных нужд создается концепт легкой, маневренной и мощной машины под названием джип.
К концу XX века производство автомобилей имело общие стандарты для различных производителей платформы и системы автоматизированного проектирования. Компаниями реализуются новые технологии, популяризируются и развиваются созданные, а также переосмысливаются старые разработки. Главными трендами становятся:
- повышение безопасности водителя и пассажиров;
- улучшение ходовых качеств;
- экологичность и экономичность двигателя внутреннего сгорания;
- создание гибридных систем;
- «интеллектуализация» автомобиля.
Именно поэтому электромобиль становится одним из приоритетных направлений многих производителей.
Становление электромобиля
Французский изобретатель Густав Трове считается тем, кто изобрел первый автомобиль на электричестве. Еще в 1881 году он показал свой трехколесный электромобиль на международной выставке в Париже. Изобретение француза могло развивать скорость до 12 км/ч и преодолевать 14-26 километров.
На протяжении XIX и XX века были созданы разнообразные модели электромобилей, однако ни одна из них не приобрела популярности. Среди энтузиастов был и легендарный австрийско-немецкий конструктор Фердинанд Порше. В 1898 году он сконструировал переднеприводный электромобиль System Lohner-Porsche с двумя колесами-моторами. А в 1901 году стал тем, кто изобрел машину с четырьмя колесами-моторами — первое в мире гибридное авто Lohner-Porsche Mixte Hybrid.
Главным недостатком тогдашних электромобилей было отсутствие постоянного источника энергии. Аккумуляторные батареи были слишком тяжелыми и хрупкими. Постепенно развитие автомобилей с двигателями внутреннего сгорания вытеснило электрокары на долгие годы.
Возрождение разработки электромобилей произошло в 1960-е годы как альтернатива транспорту с экологически вредными двигателями внутреннего сгорания. За 2021 год было продано 6,5 млн электрокаров, а доля рынка составила 8,6 %. По прогнозам экспертов, к 2030 году количество электромобилей в мире составит 160 млн.
Когда появился первый украинский автомобиль
В свое время популярность автомобилестроения не обошла и Украину. Тем, кто создал первый автомобиль в Украине, считается Одесский инженер Василий Стасюлевич. Еще в 1909 году, на основе чертежей зарубежного грузовика, он создал первый в Украине автобус. Особенностью транспортного средства был большой радиатор, который инженер разработал собственноручно.
История автомобилестроения — это постоянный поиск новых решений, усовершенствование имеющихся технологий и возрождение старых идей. Появление машин коренным образом изменило жизнь людей и влияет на нее и сегодня.