При выборе автомобиля важно учесть многие факторы, и не в последнюю очередь тип коробки передач. От этого зависит, как удобно будет пользоваться автомобилем. Этот выбор очень индивидуален, у каждого водителя свои предпочтения. В этой статье рассказываем, какие коробки передач, в чем их отличия и как выбрать для себя лучшую.
Какие есть типы коробки передач
Коробка передач — это механизм, передающий крутящий момент от двигателя автомобиля на колеса. Существует два типа коробки: механическая и автоматическая. Последняя разновидность имеет две модификации: вариатор и роботизированную коробку передач.
У каждого типа есть свои особенности, чтобы понять, какой лучше — механика или автомат и его разновидности, стоит разобраться детальнее.
Механическая коробка передач
Механическая коробка передач — самая распространенная разновидность трансмиссии. В ней переключение передач осуществляется водителем. Коробка механика состоит из пяти или шести парных шестерен. В зависимости от передачи они включаются водителем последовательно через механический привод.
Механическая коробка переключения передач позволяет полностью контролировать автомобиль во время движения, поэтому ее предпочитают опытные водители. К тому же именно на ней желательно учиться управлять автомобилем, поскольку перейти с механики на автомат гораздо легче, чем наоборот.
Автоматическая коробка передач
Автоматические коробки передач считаются более надежными и удобными для водителя. Такая трансмиссия имеет более сложное строение, чем механическая. Она содержит несколько планетарных передач, последовательно переключающихся в зависимости от скорости автомобиля. Связь с двигателем происходит через встроенный гидротрансформатор. Как работает коробка автомат, положительно влияет на плавность управления.
Современные АКПП (автоматические коробки переключения передач) могут адаптироваться к стилю вождения. В зависимости от модели автомобиля можно выбрать несколько режимов управления. К автоматическим коробкам относятся также роботизированная и вариатор. Однако их выделяют в отдельные категории.
Вариатор
Вариатор или бесступенчатая коробка передач (CTV) полностью электронный блок управления. Коробка состоит из гидротрансформатора и двух клиновидных шкивов, соединенных специальным ремнем. Гидротрансформатор запускает двигатель, а шкивы изменяют свою ширину под контролем электроники. В таком типе трансмиссии нет передач, поскольку ширина шкивов может быть разной. Однако производители условно обозначают их для более удобного использования автомобиля.
Благодаря отсутствию передач, езда на автомобили с вариатором плавнее и комфортнее. Однако стоимость такой трансмиссии также значительно выше.
Роботизированная коробка передач
Роботизированная трансмиссия по своему строению аналогична механической, однако передачи в ней переключает электронный блок. Может иметь один или два диска сцепления. В первом случае коробка имеет такое же устройство, как механическая, но дополненная актуаторами для выбора и переключения передачи.
Впервые прототип роботизированной коробки был создан в 1939 году французским инженером Адольфом Кегрессом. Однако тогда не все поняли, что такое коробка-робот и какие у нее перспективы, поэтому проект не получил финансирования.
Роботизированная коробка отличается достаточно плавной работой, она дает возможность сэкономить горючее и имеет несколько режимов работы. Ее используют как на бюджетных моделях, так и на кроссоверах.
Что следует учесть при выборе механической коробки передач
Каждый водитель сам выбирает, какая коробка передач лучше для него. Чтобы сделать правильный выбор, следует сравнить все четыре вида по следующим параметрам: стоимость, комфорт, надежность, стоимость ремонта, экономия горючего, использование в пробках, проходимость и ресурс двигателя.
Стоимость автомобиля
Механическая коробка передач имеет относительно простое строение, благодаря чему не так затратна в изготовлении. Если сравнить с другими разновидностями трансмиссии, механика самая дешевая.
Комфорт водителя
Комфорт при управлении механической коробкой передач зависит от опыта водителя. У начинающих могут возникать проблемы, ведь при плотном дорожном движении нужно часто переключать передачи, а если делать это неправильно, можно «перегрузить» двигатель. К тому же, без опыта управления есть риск заглохнуть или откатиться назад с горы.
Опытные водители, напротив, часто выбирают именно механическую коробку, ведь она дает им возможность полностью контролировать движение автомобиля. Они могут полностью настроить управление под себя и легче находить выход из сложных ситуаций на дороге.
Надежность
Другой причиной, по которой опытные водители предпочитают механическую трансмиссию, — это надежность. Механика менее прихотлива и имеет более крепкую конструкцию, чем автоматическая коробка переключения передач. Она лучше выдерживает высокие нагрузки, однако у нее достаточно быстро изнашиваются детали. К примеру, диск сцепления изнашивается в среднем через 100-120 000 км пробега.
Стоимость ремонта
Благодаря достаточно простой конструкции механической КПП, ее ремонт и обслуживание стоят дешевле всего. По большей части из строя выходит диск сцепления, корзина или выжимной подшипник.
Экономия горючего
Отсутствие дополнительных деталей также оказывает положительное влияние и на экономию горючего. При правильном использовании механическая коробка передач потребляет меньше масла, чем его аналоги. К тому же можно сэкономить, если катиться накатом или ехать с горки на нейтральной передаче.
Движение в пробках
Поскольку управление механической коробкой происходит полностью вручную, двигаться в пробках на ней может быть достаточно сложно. Плотное движение требует постоянной концентрации и переключения передач. Поэтому для города с загруженным трафиком механика — не всегда лучший вариант.
Проходимость
Механическая КПП способна долго выдерживать высокие нагрузки по бездорожью. Ручное управление позволяет использовать максимальную мощность авто, однако для этого водителю требуется опыт вождения в сложных условиях. В некоторых случаях автоматика может справиться лучше водителя.
Ресурс двигателя
Здесь все также зависит от водительских умений. Неправильное переключение передач может привести к перегрузке двигателя и, соответственно, к уменьшению его ресурса.
Что следует учесть при выборе автоматической коробки передач
Чтобы понять, что лучше автомат или механика, стоит также оценить АКПП по таким параметрам.
Стоимость автомобиля
Автомобили с автоматической коробкой передач дороже в среднем на 5-10% против механической трансмиссии. В то же время, выбор машин на автомате значительно меньше.
Комфорт водителя
Автоматическое управление более удобно для начинающих. Отсутствие педали сцепления и необходимости переключать передачи позволяет полностью сосредоточиться на дорожной ситуации. Автоматическая коробка постоянно адаптируется к стилю вождения.
Можно также включить ручной режим. Однако он может только удерживать текущую передачу, а не полностью контролировать переключение. Также во время смены передачи могут быть ощутимы небольшие толчки.
Надежность
В отличие от механической, автоматизированная коробка менее прочная. Однако, благодаря запрограммированному изменению передач, она реже выходит из строя. Автоматическая трансмиссия может преодолеть 300-400 000 км без ремонта.
Стоимость ремонта
Вариатор отличается высокой стоимостью ремонта. Это связано с тем, что такая коробка передач не выдерживает перегрев, для нее нужно использовать специальную дорогостоящую смазку. Менять смазку рекомендуется через каждые 50-60 000 км. Хотя конструкция вариатора проста, однако не каждый сервис предоставляет услуги по его ремонту.
Экономия горючего
По сравнению с другими разновидностями АКПП, вариатор потребляет меньше топлива. Это достигается за счет отсутствия передач.
Движение в пробках
Как и остальные автоматические трансмиссии, вариатор более удобен для езды в пробках, чем механика. Однако важно быть осторожным, поскольку автозапчасти такой КПП достаточно чувствительны.
Проходимость
Вариатор не рекомендуется использовать в сложных дорожных условиях. К примеру, он не приспособлен для пробуксовки в снегу или болоте. Из-за высокой нагрузки на двигатель ремень вариатора может не выдержать и выйти из строя.
Ресурс двигателя
Вариатор автоматически подстраивается под оптимальные обороты двигателя. Благодаря этому и отсутствию передач он помогает эффективно сохранить ресурс двигателя.
Что следует учесть при выборе роботизированной коробки передач
Поскольку роботизированная коробка может иметь в своей конструкции один или два диска сцепления, ее эффективность, цена и другие характеристики различаются. Рассмотрим оба варианта.
Стоимость автомобиля
Стоимость роботизированной коробки с одним диском ориентировочно на 5% выше механической. Цена КПП с двумя дисками соответствует стоимости автоматической и вариативной трансмиссии.
Комфорт водителя
Автомобили с роботизированной коробкой с одним диском имеют определенную задержку при переключении передач, могут скатываться на холме и медленно набирают скорость.
В двухдисковой коробке всех этих проблем нет. Благодаря двум сцеплениям и электронному блоку управления она работает достаточно быстро, эффективно и удобно.
Надежность
Коробка с одним диском не уступает прочности механической трансмиссии. Двухдисковая КПП, из-за особенности своего строения, менее прочна. В среднем он может пройти до 100 000 км.
Стоимость ремонта
Ремонт роботизированной трансмиссии с одним диском — простой и дешевый. Если необходимо изменить подвеску, цена будет такая же, как для механической коробки передач. Замена актуатора будет стоить несколько дороже.
Ремонт и обслуживание коробки с двумя дисками будет значительно дороже.
Экономия горючего
Меньше всего топлива потребляет КПП с двумя дисками. Это достигается благодаря жесткому соединению двигателя и колес, а также быстрому переключению передач. Коробка с одним диском потребляет масло на уровне механики.
Движение в пробках
При движении в пробке, в роботизированной коробке обеих разновидностей может увеличиться нагрузка на механизм сцепления, что приведет к перегреву. Избегать этого можно с помощью перехода на ручной режим.
Проходимость
Как и механическая коробка передач, роботизированная с одним диском способна выдерживать высокие нагрузки при езде в сложных условиях. Однако даже в ручном режиме переключать передачи самостоятельно не получится.
Двухдисковая коробка имеет достаточно чувствительную конструкцию, поэтому на ней не рекомендуется выезжать на бездорожье.
Ресурс двигателя
Благодаря электронному блоку в обеих разновидностях роботизированной коробки передач увеличивается ресурс как двигателя, так и сцепления. Электроника предотвращает чрезмерную нагрузку, чем защищает двигатель от перегрузки и износа деталей.
Результат сравнения коробок передач
Для более наглядного ответа на вопрос, какая коробка лучше: автомат или механика, подведем итоги в виде таблицы.
Механическая коробка передач | Автоматическая коробка передач | Вариатор | Роботизированная коробка передач (одно/дводисковая) | |
Стоимость | + | — | — | +/- |
Комфорт | — | + | + | +/+ |
Надежность | + | + | — | -/- |
Стоимость ремонта | + | — | — | +/- |
Экономия горючего | — | + | + | +/+ |
Движение в пробках | — | + | + | -/+ |
Проходимость | + | — | — | +/- |
Ресурс двигателя | — | + | + | +/+ |
Чтобы не ошибиться с выбором коробки, следует учитывать, в каких условиях будет использоваться трансмиссия, а также объективно оценить собственные умения и способность оплатить ремонт в случае неисправности КПП. Благодаря правильно выбранной коробке передач вождения будет максимально комфортным и безопасным.