Коробка передач: какой тип выбрать

5211
Добавить
в избранные
Поделиться

При выборе автомобиля важно учесть многие факторы, и не в последнюю очередь тип коробки передач. От этого зависит, как удобно будет пользоваться автомобилем. Этот выбор очень индивидуален, у каждого водителя свои предпочтения. В этой статье рассказываем, какие коробки передач, в чем их отличия и как выбрать для себя лучшую.

Какие есть типы коробки передач

Коробка передач — это механизм, передающий крутящий момент от двигателя автомобиля на колеса. Существует два типа коробки: механическая и автоматическая. Последняя разновидность имеет две модификации: вариатор и роботизированную коробку передач.

У каждого типа есть свои особенности, чтобы понять, какой лучше — механика или автомат и его разновидности, стоит разобраться детальнее.

Механическая коробка передач

Механическая коробка передач — самая распространенная разновидность трансмиссии. В ней переключение передач осуществляется водителем. Коробка механика состоит из пяти или шести парных шестерен. В зависимости от передачи они включаются водителем последовательно через механический привод.

Механическая коробка переключения передач позволяет полностью контролировать автомобиль во время движения, поэтому ее предпочитают опытные водители. К тому же именно на ней желательно учиться управлять автомобилем, поскольку перейти с механики на автомат гораздо легче, чем наоборот.

Автоматическая коробка передач

Автоматические коробки передач считаются более надежными и удобными для водителя. Такая трансмиссия имеет более сложное строение, чем механическая. Она содержит несколько планетарных передач, последовательно переключающихся в зависимости от скорости автомобиля. Связь с двигателем происходит через встроенный гидротрансформатор. Как работает коробка автомат, положительно влияет на плавность управления.

Современные АКПП (автоматические коробки переключения передач) могут адаптироваться к стилю вождения. В зависимости от модели автомобиля можно выбрать несколько режимов управления. К автоматическим коробкам относятся также роботизированная и вариатор. Однако их выделяют в отдельные категории.

Вариатор

Вариатор или бесступенчатая коробка передач (CTV) полностью электронный блок управления. Коробка состоит из гидротрансформатора и двух клиновидных шкивов, соединенных специальным ремнем. Гидротрансформатор запускает двигатель, а шкивы изменяют свою ширину под контролем электроники. В таком типе трансмиссии нет передач, поскольку ширина шкивов может быть разной. Однако производители условно обозначают их для более удобного использования автомобиля.

Благодаря отсутствию передач, езда на автомобили с вариатором плавнее и комфортнее. Однако стоимость такой трансмиссии также значительно выше.

Роботизированная коробка передач

Роботизированная трансмиссия по своему строению аналогична механической, однако передачи в ней переключает электронный блок. Может иметь один или два диска сцепления. В первом случае коробка имеет такое же устройство, как механическая, но дополненная актуаторами для выбора и переключения передачи.

Впервые прототип роботизированной коробки был создан в 1939 году французским инженером Адольфом Кегрессом. Однако тогда не все поняли, что такое коробка-робот и какие у нее перспективы, поэтому проект не получил финансирования.

Роботизированная коробка отличается достаточно плавной работой, она дает возможность сэкономить горючее и имеет несколько режимов работы. Ее используют как на бюджетных моделях, так и на кроссоверах.

Что следует учесть при выборе механической коробки передач

Каждый водитель сам выбирает, какая коробка передач лучше для него. Чтобы сделать правильный выбор, следует сравнить все четыре вида по следующим параметрам: стоимость, комфорт, надежность, стоимость ремонта, экономия горючего, использование в пробках, проходимость и ресурс двигателя.

Стоимость автомобиля

Механическая коробка передач имеет относительно простое строение, благодаря чему не так затратна в изготовлении. Если сравнить с другими разновидностями трансмиссии, механика самая дешевая.

Комфорт водителя

Комфорт при управлении механической коробкой передач зависит от опыта водителя. У начинающих могут возникать проблемы, ведь при плотном дорожном движении нужно часто переключать передачи, а если делать это неправильно, можно «перегрузить» двигатель. К тому же, без опыта управления есть риск заглохнуть или откатиться назад с горы.

Опытные водители, напротив, часто выбирают именно механическую коробку, ведь она дает им возможность полностью контролировать движение автомобиля. Они могут полностью настроить управление под себя и легче находить выход из сложных ситуаций на дороге.

Надежность

Другой причиной, по которой опытные водители предпочитают механическую трансмиссию, — это надежность. Механика менее прихотлива и имеет более крепкую конструкцию, чем автоматическая коробка переключения передач. Она лучше выдерживает высокие нагрузки, однако у нее достаточно быстро изнашиваются детали. К примеру, диск сцепления изнашивается в среднем через 100-120 000 км пробега.

Стоимость ремонта

Благодаря достаточно простой конструкции механической КПП, ее ремонт и обслуживание стоят дешевле всего. По большей части из строя выходит диск сцепления, корзина или выжимной подшипник.

Экономия горючего

Отсутствие дополнительных деталей также оказывает положительное влияние и на экономию горючего. При правильном использовании механическая коробка передач потребляет меньше масла, чем его аналоги. К тому же можно сэкономить, если катиться накатом или ехать с горки на нейтральной передаче.

Движение в пробках

Поскольку управление механической коробкой происходит полностью вручную, двигаться в пробках на ней может быть достаточно сложно. Плотное движение требует постоянной концентрации и переключения передач. Поэтому для города с загруженным трафиком механика — не всегда лучший вариант.

Проходимость

Механическая КПП способна долго выдерживать высокие нагрузки по бездорожью. Ручное управление позволяет использовать максимальную мощность авто, однако для этого водителю требуется опыт вождения в сложных условиях. В некоторых случаях автоматика может справиться лучше водителя.

Ресурс двигателя

Здесь все также зависит от водительских умений. Неправильное переключение передач может привести к перегрузке двигателя и, соответственно, к уменьшению его ресурса.

Что следует учесть при выборе автоматической коробки передач

Чтобы понять, что лучше автомат или механика, стоит также оценить АКПП по таким параметрам.

Стоимость автомобиля

Автомобили с автоматической коробкой передач дороже в среднем на 5-10% против механической трансмиссии. В то же время, выбор машин на автомате значительно меньше.

Комфорт водителя

Автоматическое управление более удобно для начинающих. Отсутствие педали сцепления и необходимости переключать передачи позволяет полностью сосредоточиться на дорожной ситуации. Автоматическая коробка постоянно адаптируется к стилю вождения.

Можно также включить ручной режим. Однако он может только удерживать текущую передачу, а не полностью контролировать переключение. Также во время смены передачи могут быть ощутимы небольшие толчки.

Надежность

В отличие от механической, автоматизированная коробка менее прочная. Однако, благодаря запрограммированному изменению передач, она реже выходит из строя. Автоматическая трансмиссия может преодолеть 300-400 000 км без ремонта.

Стоимость ремонта

Вариатор отличается высокой стоимостью ремонта. Это связано с тем, что такая коробка передач не выдерживает перегрев, для нее нужно использовать специальную дорогостоящую смазку. Менять смазку рекомендуется через каждые 50-60 000 км. Хотя конструкция вариатора проста, однако не каждый сервис предоставляет услуги по его ремонту.

Экономия горючего

По сравнению с другими разновидностями АКПП, вариатор потребляет меньше топлива. Это достигается за счет отсутствия передач.

Движение в пробках

Как и остальные автоматические трансмиссии, вариатор более удобен для езды в пробках, чем механика. Однако важно быть осторожным, поскольку автозапчасти такой КПП достаточно чувствительны.

Проходимость

Вариатор не рекомендуется использовать в сложных дорожных условиях. К примеру, он не приспособлен для пробуксовки в снегу или болоте. Из-за высокой нагрузки на двигатель ремень вариатора может не выдержать и выйти из строя.

Ресурс двигателя

Вариатор автоматически подстраивается под оптимальные обороты двигателя. Благодаря этому и отсутствию передач он помогает эффективно сохранить ресурс двигателя.

Что следует учесть при выборе роботизированной коробки передач

Поскольку роботизированная коробка может иметь в своей конструкции один или два диска сцепления, ее эффективность, цена и другие характеристики различаются. Рассмотрим оба варианта.

Стоимость автомобиля

Стоимость роботизированной коробки с одним диском ориентировочно на 5% выше механической. Цена КПП с двумя дисками соответствует стоимости автоматической и вариативной трансмиссии.

Комфорт водителя

Автомобили с роботизированной коробкой с одним диском имеют определенную задержку при переключении передач, могут скатываться на холме и медленно набирают скорость.

В двухдисковой коробке всех этих проблем нет. Благодаря двум сцеплениям и электронному блоку управления она работает достаточно быстро, эффективно и удобно.

Надежность

Коробка с одним диском не уступает прочности механической трансмиссии. Двухдисковая КПП, из-за особенности своего строения, менее прочна. В среднем он может пройти до 100 000 км.

Стоимость ремонта

Ремонт роботизированной трансмиссии с одним диском — простой и дешевый. Если необходимо изменить подвеску, цена будет такая же, как для механической коробки передач. Замена актуатора будет стоить несколько дороже.

Ремонт и обслуживание коробки с двумя дисками будет значительно дороже.

Экономия горючего

Меньше всего топлива потребляет КПП с двумя дисками. Это достигается благодаря жесткому соединению двигателя и колес, а также быстрому переключению передач. Коробка с одним диском потребляет масло на уровне механики.

Движение в пробках

При движении в пробке, в роботизированной коробке обеих разновидностей может увеличиться нагрузка на механизм сцепления, что приведет к перегреву. Избегать этого можно с помощью перехода на ручной режим.

Проходимость

Как и механическая коробка передач, роботизированная с одним диском способна выдерживать высокие нагрузки при езде в сложных условиях. Однако даже в ручном режиме переключать передачи самостоятельно не получится.

Двухдисковая коробка имеет достаточно чувствительную конструкцию, поэтому на ней не рекомендуется выезжать на бездорожье.

Ресурс двигателя

Благодаря электронному блоку в обеих разновидностях роботизированной коробки передач увеличивается ресурс как двигателя, так и сцепления. Электроника предотвращает чрезмерную нагрузку, чем защищает двигатель от перегрузки и износа деталей.

Результат сравнения коробок передач

Для более наглядного ответа на вопрос, какая коробка лучше: автомат или механика, подведем итоги в виде таблицы.

Механическая коробка передач Автоматическая коробка передач Вариатор Роботизированная коробка передач (одно/дводисковая)
Стоимость + +/-
Комфорт + + +/+
Надежность + + -/-
Стоимость ремонта + +/-
Экономия горючего + + +/+
Движение в пробках + + -/+
Проходимость + +/-
Ресурс двигателя + + +/+

Чтобы не ошибиться с выбором коробки, следует учитывать, в каких условиях будет использоваться трансмиссия, а также объективно оценить собственные умения и способность оплатить ремонт в случае неисправности КПП. Благодаря правильно выбранной коробке передач вождения будет максимально комфортным и безопасным.

Как вам статья?

Поделиться
Добавить
в избранные
Який краще купити кросовер: самі економні кросовери | Блог OLX

Який краще купити кросовер: 9 найекономніших моделей

Надійні кросовери ✔️ Який бу кросовер краще купити ✔️ Економні дизельні кросовери ✅ Читати подробиці ➤ Блог OLX.ua.