Весь модельный ряд мотоциклов Ява: история легенды

19277
Добавить
в избранные
Поделиться

В советское время купить себе транспорт и не отстоять за ним в очереди половину своей жизни — знаковое событие. И в этом случае мотоциклы Ява отлично покрывали потребность в способе передвижения. СССР за 20 лет, с 1963 по 1983, импортировал более полутора миллиона мотоциклов этого производителя. Для людей, которые родились до распада Чехословакии, мотоциклы Ява — настоящая легенда.

История мотоциклов Ява

Первая модель мотоцикла JAWA создана была в 1929 году. У нее был четырехтактный двигатель, цилиндр объемом 500 куб. см и сложная конструкция. В то время мотоцикл стоил дорого, был сложен в ремонте, а от этого не пользовался особым успехом.

Изменилось все через два года. В 1931 компания выпустила новую модель: легкую и с меньшим объемом цилиндра — почти в три раза. До 1938 года компания выпустила еще несколько моделей, которые пользовались спросом у чехов.

Когда в 1938 году Чехословакию оккупировала немецкая армия, завод перешел под контроль Германии. Там начали производить преимущественно военную технику. Хотя небольшая часть все еще отводилась под мотоциклы. В 1944 году выпустили две новые модели: обе с двухтактным двигателем 250 и 350 куб. см.

В мае 1945 года, когда окончилась оккупация, завод снова перепрофилировался на мотоциклы. И уже через год модель «Ява 250» на выставке в Париже получила первое место. А эту модель начали называть «Перак», то есть «пружинящий», что подчеркивало мягкость езды.

С 1970-го года начали выпуск моделей «Ява 250-623» и «Ява 350-633». Они получили абсолютно новый оригинальный дизайн и любовь мотоциклистов. Еще через три года вышла модель «Ява 350-634», у которой был новый двигатель и закрытая рама. Тогда прекратили выпускать модель с объемом двигателя 250 куб. см, а после модернизации снова передали на производство с пометкой «638».

Всего в 1980-х годах завод выпустил более трех миллионов мотоциклов.

Производство было не только в Чехословакии. В Индии было совместное предприятие, на котором выпускали «Ява 250» под названием «Езди». С 1983 года там же выпускали и «Ява 350».

99% мотоциклов Чехословакия импортировала. Ведущим заказчиком был СССР, поэтому мотоциклы Ява можно до сих пор встретить в Украине. Хотя всего JAWA продавали свою продукцию в 120 стран мира. В те времена эти мотоциклы были законодателями мотомира, они задавали тенденции и управляли трендами.

В 1991 году исчез основной импортер. А в 1992 году Чехословакия и сама распалась на два государства.

Заново компанию создали в 1997 году. Современные модели вы можете оценить на официальном сайте JAWA, которые на европейский рынок вышли в 2020 году. В 2018-ом в Индии показали абсолютно новые мотоциклы Ява, модельный ряд которых удивил всех мотолюбителей. Среди них был даже кастом под названием Perak — тот самый, легендарный.

«Легендарные» модели

Історія мотоцикла Ява | Блог OLX
Если сравнивать современные мотоциклы, то у старых моделей «Ява» характеристики, конечно, ниже. Но пятьдесят лет назад компания обходила своих конкурентов по всем параметрам. Оценим, что же такого значимого и интересного было в этом транспорте пару десятилетий назад.

JAWA 350 тип 354

Мотоцикл JAWA 350 — семейство, характеристики которого довольно разнообразны. Выпускали их в привычном виде с 1955 года.

Вы можете и сейчас найти представителей семейства Ява 350 — такие модели собраны на OLX.

У «Ява 350» характеристики такие:

  1. Вес Ява 350-354 составляет 145 кг.
  2. Объем двигателя составляет 350 куб. см, как у всех моделей этой линейки.
  3. Разогнаться мотоцикл может до 115 км\ч, однако максимальная скорость Ява 350 больше теоретическая. Ездит транспорт медленнее.
  4. Колеса размером 16 дюймов, цепь привода полностью закрывается кожухом. Спереди размещен гидравлический амортизатор.

Внешний вид довольно элегантный. Фары изогнуты, создают благодаря этому единый корпус с передней вилкой. Бока хромированы, седло гитарообразное. И вишенка на торте — темно-красный цвет, традиционный для мотоциклов Jawa.

JAWA 634

Модель Ява 634 характеристики изменила радикально. Здесь двигатель все с тем же объемом завладел большей мощностью — 22 л.с. Эту модель создавали практически полностью под заказ Советского Союза. А значит, тут предпочтение отдавалось не особым технологиям и инновациям, а простоте в обслуживании.

JAWA 634 — это в первую очередь мотоцикл, который редко ломается. Так было сделано, исходя из дефицита запчастей в СССР. Вес мотоцикла составляет 160 кг, а максимальная скорость составляет 130 км/ч.

Модель не раз меняла внешний вид. Существенные изменения произошли в 1976, когда вместо вишневого цвета стали красить в красный. А в 1981 году заменили узкую накладку на бензобак большой.

JAWA 638-5-00

Мотоцикл JAWA 638-5-00 выпускали с 1984 по 1986 года. Модель не произвела фурора среди мотоциклистов. Она стала в истории Jawa переходной версией, шагом на пути к новому транспорту. При это у Jawa 638 характеристики тоже отличались от предыдущих моделей. Однако она тоже появилась на советском рынке и стала покупаемой.

Двигатель сохранил объем, но стал немногим мощнее — тут у него 24 лошадиные силы. Мотоцикл получил и новое оборудование на 12 Вт. Вес Ява 638 составил 170 кг. А максимальную скорость из него можно было выжать до 120 км/ч.

Внешний вид тоже немного изменился. Теперь серые крылья заменили на черное и красное. При выборе резины на колеса рекомендуют на переднее брать модель 3,25-18, а на заднее — 3,5-18. В остальном же модель была похожа на предыдущую версию.

JAWA 638-00

По-настоящему легендарная версия — Ява 638 с пометкой «00». Она получила несколько прозвищ: «Пенал» из-за особенной формы сзади, «Банан» и «Белка» — из-за спойлера. Модель с пометкой «1-03» получила прозвища «Люкс» и «Супер».

Вес этой модели Явы 145 кг. Разгоняется она до 125 км/ч. Хотя технически модель почти не отличалась от предыдущей, переходной, внешне она больше понравилась потребителям. Здесь производители создали максимально целостный образ, которы контрастировал с предыдущими моделями. Это была последняя модель мотоцикла Ява, которая продавалась в Союзе.

Современное производство

На этом все модели Ява не окончились. После возобновления производства и выпуска новых линеек бренд JAWA снова стал популярным.

JAWA 300 CL

У JAWA первый новый мотоцикл, который получил любовь публики, — это JAWA 300 CL. Выпущен он в 2018 году. Это своеобразный косплей сразу на две модели: 250-353 и 350-354, которые выпускали с 50-х годов до 70-х. Особенности модели:

  • разгоняется до 125 км/ч, хотя стандартной считается — 80 км/ч;
  • переднее колесо — 2,15×18″, а заднее — 2,50×17«;
  • весит 182 кг;
  • двигатель четырёхтактный с объемом 294,72 куб. см.

Дизайн мотоцикла выполнен в стиле ретро. При этом все его внутренние детали — абсолютно новые. Модель соответствует стандарту Euro 4, который контролирует выбросы в атмосферу.

JAWA 350 CL Pérák

Еще один косплей на легендарный мотоцикл — JAWA 350 CL Pérák. В ней есть опущенная задняя часть, что характерно для старых моделей, плавные линии и каплевидный бензобак.

Современный «Перак» хоть и копирует старую модель, а технически намного сильнее. Весит модель 185 кг, разогнаться может до 125 км/ч. Двигатель одноцилиндровый четырехтактный, объем составляет 350 куб. см. Колеса тут спицевые: переднее 2,5Бх18″, заднее — 4,25Бх17″.

RVM 500 by JAWA Adventure

Если вы ищете мотоцикл, который будет одинаково производиться на эндуро в Европе и Аргентине, то это точно RVM 500 by JAWA Adventure. Модель создавали специально под такие условия, работая над ней вместе с компанией из Аргентины RVM.

Объем двигателя тут составляет 471 куб. см, максимальная скорость доходит до 150 км/ч, а вес — 206 кг. Переднее колесо размером 2,50×19″, а заднее — 4,25×17″. Производители позаботились о том, чтобы у вас был комфортный транспорт для далеких путешествий.

RVM 500 by JAWA Scrambler

Похожая характеристика мотоцикла Ява присутствует и у модели Scrambler, которая тоже выпущена в сотрудничестве с аргентинским производителем RVM. Технические особенности:

  • весит 194 кг;
  • максимальная скорость — 170 км/ч;
  • заднее колесо — 4,50×17″;
  • переднее колесо — 2,50×18″;
  • объем четырехтактного двигателя — 471.

В дизайне значительно выделяется выхлопная система. В ней главными становятся консольное крепление заднего колеса и глушитель. Представлены мотоциклы в двух основных цветах: красном и зеленом.

JAWA 350 2T

У мотоцикла JAWA 350 2T есть три разных модификации:

  1. AWA 350 Style — отличается прямоугольной фарой.
  2. JAWA 350 Style Military — фара круглая, обтекателя нет.
  3. JAWA 350/634 Retro — повтор модели 634, которая была в прошлом веке.

Отличается у этих моделей преимущественно дизайн. Внутренние характеристики остаются. У двигателя объем составляет 343,5 куб. см, вес — 154 кг, а максимальная скорость — 120 км/ч.

JAWA 350 OHC

И последняя модель в современной линейке на данный момент — JAWA 350 OHC. Дизайн повторяет модель 350-634. При этом рабочий объем двигателя составляет 397,2 куб. см, весит мотоцикл 160 кг. Разгоняться он может до 130 км/ч. Размер переднего колеса — 1,85×19″, а заднего — 3,00×18″. У модели JAWA 350 OHC Sport, которая отличается задней вилкой и тормозом, характеристики такие же.

Мотоцикл JAWA в СССР получил популярность в большей степени из-за дефицита — конкурентов ему почти не было физически. Однако это никак не приуменьшает того факта, что бренд создавал действительно качественный транспорт. Мотоциклы даже спустя несколько десятков лет не теряют свои характеристики.

Как вам статья?

Поделиться
Добавить
в избранные
Який краще купити кросовер: самі економні кросовери | Блог OLX

Який краще купити кросовер: 9 найекономніших моделей

Надійні кросовери ✔️ Який бу кросовер краще купити ✔️ Економні дизельні кросовери ✅ Читати подробиці ➤ Блог OLX.ua.