В советское время купить себе транспорт и не отстоять за ним в очереди половину своей жизни — знаковое событие. И в этом случае мотоциклы Ява отлично покрывали потребность в способе передвижения. СССР за 20 лет, с 1963 по 1983, импортировал более полутора миллиона мотоциклов этого производителя. Для людей, которые родились до распада Чехословакии, мотоциклы Ява — настоящая легенда.
История мотоциклов Ява
Первая модель мотоцикла JAWA создана была в 1929 году. У нее был четырехтактный двигатель, цилиндр объемом 500 куб. см и сложная конструкция. В то время мотоцикл стоил дорого, был сложен в ремонте, а от этого не пользовался особым успехом.
Изменилось все через два года. В 1931 компания выпустила новую модель: легкую и с меньшим объемом цилиндра — почти в три раза. До 1938 года компания выпустила еще несколько моделей, которые пользовались спросом у чехов.
Когда в 1938 году Чехословакию оккупировала немецкая армия, завод перешел под контроль Германии. Там начали производить преимущественно военную технику. Хотя небольшая часть все еще отводилась под мотоциклы. В 1944 году выпустили две новые модели: обе с двухтактным двигателем 250 и 350 куб. см.
В мае 1945 года, когда окончилась оккупация, завод снова перепрофилировался на мотоциклы. И уже через год модель «Ява 250» на выставке в Париже получила первое место. А эту модель начали называть «Перак», то есть «пружинящий», что подчеркивало мягкость езды.
С 1970-го года начали выпуск моделей «Ява 250-623» и «Ява 350-633». Они получили абсолютно новый оригинальный дизайн и любовь мотоциклистов. Еще через три года вышла модель «Ява 350-634», у которой был новый двигатель и закрытая рама. Тогда прекратили выпускать модель с объемом двигателя 250 куб. см, а после модернизации снова передали на производство с пометкой «638».
Всего в 1980-х годах завод выпустил более трех миллионов мотоциклов.
Производство было не только в Чехословакии. В Индии было совместное предприятие, на котором выпускали «Ява 250» под названием «Езди». С 1983 года там же выпускали и «Ява 350».
99% мотоциклов Чехословакия импортировала. Ведущим заказчиком был СССР, поэтому мотоциклы Ява можно до сих пор встретить в Украине. Хотя всего JAWA продавали свою продукцию в 120 стран мира. В те времена эти мотоциклы были законодателями мотомира, они задавали тенденции и управляли трендами.
В 1991 году исчез основной импортер. А в 1992 году Чехословакия и сама распалась на два государства.
Заново компанию создали в 1997 году. Современные модели вы можете оценить на официальном сайте JAWA, которые на европейский рынок вышли в 2020 году. В 2018-ом в Индии показали абсолютно новые мотоциклы Ява, модельный ряд которых удивил всех мотолюбителей. Среди них был даже кастом под названием Perak — тот самый, легендарный.
«Легендарные» модели
Если сравнивать современные мотоциклы, то у старых моделей «Ява» характеристики, конечно, ниже. Но пятьдесят лет назад компания обходила своих конкурентов по всем параметрам. Оценим, что же такого значимого и интересного было в этом транспорте пару десятилетий назад.
JAWA 350 тип 354
Мотоцикл JAWA 350 — семейство, характеристики которого довольно разнообразны. Выпускали их в привычном виде с 1955 года.
Вы можете и сейчас найти представителей семейства Ява 350 — такие модели собраны на OLX.
У «Ява 350» характеристики такие:
- Вес Ява 350-354 составляет 145 кг.
- Объем двигателя составляет 350 куб. см, как у всех моделей этой линейки.
- Разогнаться мотоцикл может до 115 км\ч, однако максимальная скорость Ява 350 больше теоретическая. Ездит транспорт медленнее.
- Колеса размером 16 дюймов, цепь привода полностью закрывается кожухом. Спереди размещен гидравлический амортизатор.
Внешний вид довольно элегантный. Фары изогнуты, создают благодаря этому единый корпус с передней вилкой. Бока хромированы, седло гитарообразное. И вишенка на торте — темно-красный цвет, традиционный для мотоциклов Jawa.
JAWA 634
Модель Ява 634 характеристики изменила радикально. Здесь двигатель все с тем же объемом завладел большей мощностью — 22 л.с. Эту модель создавали практически полностью под заказ Советского Союза. А значит, тут предпочтение отдавалось не особым технологиям и инновациям, а простоте в обслуживании.
JAWA 634 — это в первую очередь мотоцикл, который редко ломается. Так было сделано, исходя из дефицита запчастей в СССР. Вес мотоцикла составляет 160 кг, а максимальная скорость составляет 130 км/ч.
Модель не раз меняла внешний вид. Существенные изменения произошли в 1976, когда вместо вишневого цвета стали красить в красный. А в 1981 году заменили узкую накладку на бензобак большой.
JAWA 638-5-00
Мотоцикл JAWA 638-5-00 выпускали с 1984 по 1986 года. Модель не произвела фурора среди мотоциклистов. Она стала в истории Jawa переходной версией, шагом на пути к новому транспорту. При это у Jawa 638 характеристики тоже отличались от предыдущих моделей. Однако она тоже появилась на советском рынке и стала покупаемой.
Двигатель сохранил объем, но стал немногим мощнее — тут у него 24 лошадиные силы. Мотоцикл получил и новое оборудование на 12 Вт. Вес Ява 638 составил 170 кг. А максимальную скорость из него можно было выжать до 120 км/ч.
Внешний вид тоже немного изменился. Теперь серые крылья заменили на черное и красное. При выборе резины на колеса рекомендуют на переднее брать модель 3,25-18, а на заднее — 3,5-18. В остальном же модель была похожа на предыдущую версию.
JAWA 638-00
По-настоящему легендарная версия — Ява 638 с пометкой «00». Она получила несколько прозвищ: «Пенал» из-за особенной формы сзади, «Банан» и «Белка» — из-за спойлера. Модель с пометкой «1-03» получила прозвища «Люкс» и «Супер».
Вес этой модели Явы 145 кг. Разгоняется она до 125 км/ч. Хотя технически модель почти не отличалась от предыдущей, переходной, внешне она больше понравилась потребителям. Здесь производители создали максимально целостный образ, которы контрастировал с предыдущими моделями. Это была последняя модель мотоцикла Ява, которая продавалась в Союзе.
Современное производство
На этом все модели Ява не окончились. После возобновления производства и выпуска новых линеек бренд JAWA снова стал популярным.
JAWA 300 CL
У JAWA первый новый мотоцикл, который получил любовь публики, — это JAWA 300 CL. Выпущен он в 2018 году. Это своеобразный косплей сразу на две модели: 250-353 и 350-354, которые выпускали с 50-х годов до 70-х. Особенности модели:
- разгоняется до 125 км/ч, хотя стандартной считается — 80 км/ч;
- переднее колесо — 2,15×18″, а заднее — 2,50×17«;
- весит 182 кг;
- двигатель четырёхтактный с объемом 294,72 куб. см.
Дизайн мотоцикла выполнен в стиле ретро. При этом все его внутренние детали — абсолютно новые. Модель соответствует стандарту Euro 4, который контролирует выбросы в атмосферу.
JAWA 350 CL Pérák
Еще один косплей на легендарный мотоцикл — JAWA 350 CL Pérák. В ней есть опущенная задняя часть, что характерно для старых моделей, плавные линии и каплевидный бензобак.
Современный «Перак» хоть и копирует старую модель, а технически намного сильнее. Весит модель 185 кг, разогнаться может до 125 км/ч. Двигатель одноцилиндровый четырехтактный, объем составляет 350 куб. см. Колеса тут спицевые: переднее 2,5Бх18″, заднее — 4,25Бх17″.
RVM 500 by JAWA Adventure
Если вы ищете мотоцикл, который будет одинаково производиться на эндуро в Европе и Аргентине, то это точно RVM 500 by JAWA Adventure. Модель создавали специально под такие условия, работая над ней вместе с компанией из Аргентины RVM.
Объем двигателя тут составляет 471 куб. см, максимальная скорость доходит до 150 км/ч, а вес — 206 кг. Переднее колесо размером 2,50×19″, а заднее — 4,25×17″. Производители позаботились о том, чтобы у вас был комфортный транспорт для далеких путешествий.
RVM 500 by JAWA Scrambler
Похожая характеристика мотоцикла Ява присутствует и у модели Scrambler, которая тоже выпущена в сотрудничестве с аргентинским производителем RVM. Технические особенности:
- весит 194 кг;
- максимальная скорость — 170 км/ч;
- заднее колесо — 4,50×17″;
- переднее колесо — 2,50×18″;
- объем четырехтактного двигателя — 471.
В дизайне значительно выделяется выхлопная система. В ней главными становятся консольное крепление заднего колеса и глушитель. Представлены мотоциклы в двух основных цветах: красном и зеленом.
JAWA 350 2T
У мотоцикла JAWA 350 2T есть три разных модификации:
- AWA 350 Style — отличается прямоугольной фарой.
- JAWA 350 Style Military — фара круглая, обтекателя нет.
- JAWA 350/634 Retro — повтор модели 634, которая была в прошлом веке.
Отличается у этих моделей преимущественно дизайн. Внутренние характеристики остаются. У двигателя объем составляет 343,5 куб. см, вес — 154 кг, а максимальная скорость — 120 км/ч.
JAWA 350 OHC
И последняя модель в современной линейке на данный момент — JAWA 350 OHC. Дизайн повторяет модель 350-634. При этом рабочий объем двигателя составляет 397,2 куб. см, весит мотоцикл 160 кг. Разгоняться он может до 130 км/ч. Размер переднего колеса — 1,85×19″, а заднего — 3,00×18″. У модели JAWA 350 OHC Sport, которая отличается задней вилкой и тормозом, характеристики такие же.
Мотоцикл JAWA в СССР получил популярность в большей степени из-за дефицита — конкурентов ему почти не было физически. Однако это никак не приуменьшает того факта, что бренд создавал действительно качественный транспорт. Мотоциклы даже спустя несколько десятков лет не теряют свои характеристики.