Многие отрасли бизнеса пострадали от коронакризиса и вынуждены нанимать меньше сотрудников. При этом конкуренция за рабочие места возросла: выбор кандидатов у работодателей стал шире, отбор – более требовательным.
Какие качества и навыки соискателей – «голубых воротничков», вышли на первый план в турбулентные времена? Как кандидатам показать, что они ими обладают, и получить работу? Советами с редакцией блога OLX поделилась Ирина Перепелица, руководитель компании Easy HR, рекрутер с 7-летним опытом поиска линейного персонала.
1. Многозадачность
Работодатели предпочитают кандидатов, которые в сложные периоды могут мобилизоваться и адаптироваться к новым условиям. Так, во время строгого карантина офисные сотрудники ритейл-компаний часто выходили работать на «передовую» – в супермаркеты и магазины, продавцы брали на себя обязанности кассиров, а в ресторанном бизнесе официанты временно становились курьерами.
Кроме того, сейчас многие компании переживают финансовые сложности и вынуждены сокращать расходы, в том числе количество рабочих мест. Поэтому работодатели выбирают тех кандидатов, которые готовы выполнять дополнительные задачи и совмещать несколько ролей.
«Такова «математика» подбора: компании всегда выгоднее доплачивать сотруднику за работу, чем нанимать еще одного человека, – объясняет Ирина Перепелица. – Советую кандидатам уже на собеседовании узнать, есть ли необходимость в многозадачных кадрах. Если да, то дайте понять работодателю, что для вас дополнительные задачи – это не лишняя отягощающая нагрузка, а возможность больше заработать и быстрее вырасти в компании».
Например, в практике нашего эксперта был случай, когда в бизнесе в связи с кризисом уменьшился объем работы у отдела продаж, поэтому обработку входящих и исходящих звонков объединили. Свои места удалось сохранить тем менеджерам по продажам, которые согласились совмещать обе функции.
2. Мотивация к росту
Подбор и обучение новичка всегда дорого обходятся компании, поэтому работодатели ищут таких сотрудников, которые готовы оставаться в команде надолго и расти в ней.
«Если на собеседовании вы расскажете, что хотите не просто получать деньги за выполненную работу, но и развиваться – это будет вашим преимуществом, – считает рекрутер. – Узнайте, какие возможности есть. Например, если вы претендуете на должность кладовщика – спросите, есть ли перспектива со временем стать завскладом, а также какие навыки и достижения помогут вам шагать вверх по карьерной лестнице».
3. Обучаемость
Этот навык тоже стал особенно ценным в связи с новой ситуацией на рынке труда: обстоятельства быстро меняются, а вместе с ними – и требования к работе.
«В диалоге с работодателем расскажите, что для вас получать новые знания и навыки, чтобы качественно выполнять свои обязанности, – это норма. Если, конечно, вы действительно так считаете, – рекомендует эксперт. – Приведите пример, какие тренинги вы проходили, книги читали, видеоуроки смотрели. Уточните, что считаете важным учиться как в рамках профессии, так и развивать «мягкие» навыки».
По словам Ирины Перепелицы, ситуация с коронавирусом и карантином остается нестабильной: «Поэтому на интервью расскажите, что с пониманием относитесь к изменению условий, готовы к дополнительным вызовам в работе».
Например, когда украинские офисы массово перешли на удаленку, выяснилось, что многие сотрудники не хотят учиться пользоваться программами видеосвязи, чтобы общаться с коллегами и клиентами, не умеют самостоятельно планировать задачи и достигать результата без контроля руководителя. За время строгого карантина во многих компаниях количество персонала сократилось, а вернуться на работу предложили именно тем специалистам, которые показали, что научились выполнять задачи автономно и сохранили свою эффективность.
4. Ответственность за себя
«Подбирая персонал, работодатели обращают внимание на так называемый локус контроля кандидата. Он может быть внутренним – когда человек берет на себя ответственность за свои успехи и неудачи, или внешним – когда перекладывает ее на других людей или обстоятельства. Работодатели ценят кандидатов из первой категории, – делится рекрутер. – Поэтому приведите примеры из личного опыта, которые покажут, что вы ищете возможности для достижения целей, а не виновников провалов».
В практике Ирины было много таких случаев. Например, когда в одной компании возникла потребность в снимках товаров для сайта, помощь предложил кладовщик. Таким образом он дополнительно реализовал свое увлечение фотографией, получил финансовое вознаграждение за дополнительную работу и помог бизнесу сэкономить на услугах внештатного специалиста.
5. Решения вместо проблем
Особую ценность для работодателей представляют «трабл-шутеры» – сотрудники, которые не боятся трудностей и могут их преодолевать. «На собеседовании расскажите, что считаете сложности неотъемлемой частью рабочего процесса, они вас не пугают, а, наоборот, мотивируют искать оптимальные варианты решений», – рекомендует Ирина Перепелица.
Пример такого поведения из опыта эксперта: водитель, которому хаотично поступали задачи от разных отделов, предложил собирать заявки заранее через офис-менеджера и составлять маршрутный лист. Благодаря этому предложению он стал все успевать, а также начал рекомендовать, какие посылки выгоднее отправлять курьерской службой.
Текст: Катерина Маевская