«Продают как обычные б/у машины с небольшим пробегом»: как узнать автомобиль-утопленник

1142
Добавить
в избранные
Поделиться
Константин ШирокунАвтор

После наводнений или техногенных аварий в разных точках мира на нашем рынке «всплывают» автомобили-утопленники. Их часто продают под видом обычных подержанных машин с небольшим пробегом и привлекательной ценой. Обычно они существенно дешевле других машин, но таят множество неприятных сюрпризов. Объясняем, как выявить такой автомобиль.

Откуда берутся автомобили-утопленники

Первые «утопленники» появились на украинском рынке еще в 1990-е, когда в нашу страну хлынул поток подержанных автомобилей из-за рубежа.

После каждого урагана, которые периодически обрушиваются на побережья США или Японии, а также после разливов европейских рек на местных аукционах и площадках по продаже подержанных машин появляется большое количество «подмоченных» экземпляров. Их максимально дешево сбывают страховые компании, чтобы вернуть хотя бы часть своих выплат. Некоторые такие машины продают на запчасти, остальные в конце концов утилизируют.

Более-менее исправные экземпляры покупают недобросовестные перекупщики, чтобы продать на отдаленных рынках, конечно, без упоминания об их прошлом. Это трудно представить, но только ураган «Харви», бушевавший в 2017 году на восточном побережье США, оставил после себя более 500 тыс. машин-утопленников.

В современном цифровом мире определять машины-утопленники водителям во многом помогают онлайн-сервисы проверки истории автомобилей. По VIN-коду в базах страховых аукционов в США и Японии можно проверить прошлое машины. Например, в каком виде авто продавали с торгов – целым, после легкого или серьезного повреждения либо после затопления, зачастую даже с указанием уровня, которого достигла вода в кузове. Так проверить можно не каждую машину, но есть и визуальные следы «заплывов», о которых мы поговорим далее.

Скрученный пробег и «перебитые» номера: перекупщик рассказал, как обманывают покупателей б/у автомобилей

Авто-утопленник: проблемы

Вода, которая попала в машину, вредит двигателю, электронике, электрике, элементам салона. Но многое зависит от уровня, на который поднималась вода, и как долго машина в ней находилась. Также важно, соленая это была вода или пресная.

Вызванные влагой коррозийные процессы нарушают контакты в многочисленных соединениях проводки, а также внутри электронных блоков. И не так важно, промок ли отдельный блок управления или жгут проводов – для возникновения проблем достаточно чрезмерной влажности в салоне или моторном отсеке. К примеру, в машине могут произвольно включаться фары, обогрев кресел, не работать указатели поворотов или подушки безопасности. Отказать может даже тот узел, до которого вода не добралась. Вторая угроза электрооборудованию – создание благоприятных условий для пробоев изоляции, что приводит к коротким замыканиям вплоть до возгораний.

Если неполадки одновременно проявились в различных местах, это указывает на то, что машина была в воде.

Вода, особенно соленая, также становится сильным катализатором коррозии кузова. Длительное пребывание в воде – более нескольких дней – вызывает ускоренное гниение. Первыми страдают ранее поврежденные места, где есть сколы лакокрасочного покрытия или заводского антикора, а также слабо защищенные зоны – внутренние стороны дверей, пол салона, внутренняя сторона крыши. Также чрезмерная сырость приводит к ржавлению крепежа – болтов, саморезов.

Даже если вода попала в неработающий двигатель, его все равно нужно разобрать и проверить: не появилась ли коррозия, не попала ли вода в системы смазки и охлаждения, не пострадали ли встроенные датчики. Попытка запуска залитого мотора может привести к гидроудару (остановка двигателя с характерным ударом). В таком случае понадобится замена многих элементов двигателя: поршней, клапанов и шатунов.

Нарушения в работе различных систем из-за влаги поможет выявить комплексная диагностика. За ней нужно обращаться в официальный сервис или на сертифицированные мультибрендовые СТО.

Как правило, такой сервис входит в услугу предпродажной диагностики. Специалисты не только могут считать ошибки с блоков управления, но и понять причины нарушений. Если неполадки одновременно проявились в различных местах, это указывает на то, что машина была в воде.

Как определить, что машина – утопленник?

Обзор снаружи

  1. Фары и фонари. Поврежденные водой автомобили можно выявить по наличию в фарах воды, которую очень трудно оттуда удалить, – современные модели делают неразборными. В оптике остаются следы воды. Изнутри на стеклах может собираться конденсат, металлические дефлекторы и декоративные элементы покрываются окислами.
  2. Элементы декора. Хромированные и алюминиевые детали – колесные диски, молдинги (накладки на двери, стекла или бампер авто), логотипы, шильдики (эмблемы) – могут покрываться серым налетом и тускнеть от длительного воздействия соленой воды.
  3. Лакокрасочное покрытие. Если машина пострадала от наводнения совсем недавно и продавец не уделил должного внимания предпродажной подготовке, то на авто снаружи и особенно в труднодоступных местах – колесных арках, деталях подвески, днище – сохранятся ил, песок, трава.
  4. Капот. Под капотом, в укромных «карманах» кузова также стоит поискать илистые отложения. В местах, где стыкуются кузовные панели, их убрать труднее всего.

Даже если на комплексное устранение всех неполадок потратить крупную сумму, хоть одна «мина замедленного действия» в глубине того или иного блока все равно останется и будет ждать своего часа.

Последствия в салоне

  1. Запахи. Сырость, ощущение повышенной влажности, а также обилие ароматизаторов. Полностью избавиться от запаха при подтоплении машины практически невозможно. Он впитывается в дверные карты, кресла, напольное покрытие, потолок, потому его можно назвать самым верным признаком машины-утопленника.
  2. Пол кузова. На ковре часто остаются разводы от высохшей воды, со временем появляется белая плесень. На металле пола под коврами могут появиться необъяснимые очаги коррозии.
  3. Кресла. На обивке тоже остаются разводы от высохшей влаги. Под сиденьями можно увидеть их поржавевший каркас, следы демонтажа. Кресла обычно снимают для проверки электрики и просушки.
  4. Электроника в салоне. Нужно особенно тщательно проверять все системы: убедиться в работоспособности стеклоподъемников, послушать аудиосистему, отрегулировать под себя наружные зеркала, включить фары, проверить обогрев кресел, поэкспериментировать с настройками развлекательной системы. Все эти простые манипуляции помогут выявить неработающие блоки управления, на которые повлияла вода.

Можно ли покупать утопленную машину? Решать вам, но мы советуем отказаться от автомобиля с таким прошлым, ведь это вопрос безопасности. Конечно, любое транспортное средство не в лучшем состоянии можно привести в относительный порядок. Но время и средства, которые уйдут на новые детали и ремонт, в итоге обойдутся дороже, чем покупка такого же автомобиля без «темного» прошлого.

«Ищите доказательства честности продавца»: как безопасно купить подержанное авто

Комментарий эксперта

Как узнать автомобиль-утопленник

Игорь Широкун, автоэксперт

Работает в сфере автобизнеса 18 лет. Знаком с большинством автомобильных марок на украинском рынке.

– Недобросовестные продавцы стараются минимизировать видимые последствия потопа – отправить машину в покрасочную камеру для полной просушки, сделать химчистку салона, заменить отдельные детали. Так что многие сбои, особенно в работе электроники, проявляются через недели и даже месяцы после подтопления – когда коррозия в контактах значительно распространится. Даже если на комплексное устранение всех неполадок потратить крупную сумму, хоть одна «мина замедленного действия» в глубине того или иного блока все равно останется и будет ждать своего часа.

Как вам статья?

Поделиться
Добавить
в избранные
Який краще купити кросовер: самі економні кросовери | Блог OLX

Який краще купити кросовер: 9 найекономніших моделей

Надійні кросовери ✔️ Який бу кросовер краще купити ✔️ Економні дизельні кросовери ✅ Читати подробиці ➤ Блог OLX.ua.