После наводнений или техногенных аварий в разных точках мира на нашем рынке «всплывают» автомобили-утопленники. Их часто продают под видом обычных подержанных машин с небольшим пробегом и привлекательной ценой. Обычно они существенно дешевле других машин, но таят множество неприятных сюрпризов. Объясняем, как выявить такой автомобиль.
Откуда берутся автомобили-утопленники
Первые «утопленники» появились на украинском рынке еще в 1990-е, когда в нашу страну хлынул поток подержанных автомобилей из-за рубежа.
После каждого урагана, которые периодически обрушиваются на побережья США или Японии, а также после разливов европейских рек на местных аукционах и площадках по продаже подержанных машин появляется большое количество «подмоченных» экземпляров. Их максимально дешево сбывают страховые компании, чтобы вернуть хотя бы часть своих выплат. Некоторые такие машины продают на запчасти, остальные в конце концов утилизируют.
Более-менее исправные экземпляры покупают недобросовестные перекупщики, чтобы продать на отдаленных рынках, конечно, без упоминания об их прошлом. Это трудно представить, но только ураган «Харви», бушевавший в 2017 году на восточном побережье США, оставил после себя более 500 тыс. машин-утопленников.
В современном цифровом мире определять машины-утопленники водителям во многом помогают онлайн-сервисы проверки истории автомобилей. По VIN-коду в базах страховых аукционов в США и Японии можно проверить прошлое машины. Например, в каком виде авто продавали с торгов – целым, после легкого или серьезного повреждения либо после затопления, зачастую даже с указанием уровня, которого достигла вода в кузове. Так проверить можно не каждую машину, но есть и визуальные следы «заплывов», о которых мы поговорим далее.
Авто-утопленник: проблемы
Вода, которая попала в машину, вредит двигателю, электронике, электрике, элементам салона. Но многое зависит от уровня, на который поднималась вода, и как долго машина в ней находилась. Также важно, соленая это была вода или пресная.
Вызванные влагой коррозийные процессы нарушают контакты в многочисленных соединениях проводки, а также внутри электронных блоков. И не так важно, промок ли отдельный блок управления или жгут проводов – для возникновения проблем достаточно чрезмерной влажности в салоне или моторном отсеке. К примеру, в машине могут произвольно включаться фары, обогрев кресел, не работать указатели поворотов или подушки безопасности. Отказать может даже тот узел, до которого вода не добралась. Вторая угроза электрооборудованию – создание благоприятных условий для пробоев изоляции, что приводит к коротким замыканиям вплоть до возгораний.
Если неполадки одновременно проявились в различных местах, это указывает на то, что машина была в воде.
Вода, особенно соленая, также становится сильным катализатором коррозии кузова. Длительное пребывание в воде – более нескольких дней – вызывает ускоренное гниение. Первыми страдают ранее поврежденные места, где есть сколы лакокрасочного покрытия или заводского антикора, а также слабо защищенные зоны – внутренние стороны дверей, пол салона, внутренняя сторона крыши. Также чрезмерная сырость приводит к ржавлению крепежа – болтов, саморезов.
Даже если вода попала в неработающий двигатель, его все равно нужно разобрать и проверить: не появилась ли коррозия, не попала ли вода в системы смазки и охлаждения, не пострадали ли встроенные датчики. Попытка запуска залитого мотора может привести к гидроудару (остановка двигателя с характерным ударом). В таком случае понадобится замена многих элементов двигателя: поршней, клапанов и шатунов.
Нарушения в работе различных систем из-за влаги поможет выявить комплексная диагностика. За ней нужно обращаться в официальный сервис или на сертифицированные мультибрендовые СТО.
Как правило, такой сервис входит в услугу предпродажной диагностики. Специалисты не только могут считать ошибки с блоков управления, но и понять причины нарушений. Если неполадки одновременно проявились в различных местах, это указывает на то, что машина была в воде.
Как определить, что машина – утопленник?
Обзор снаружи
- Фары и фонари. Поврежденные водой автомобили можно выявить по наличию в фарах воды, которую очень трудно оттуда удалить, – современные модели делают неразборными. В оптике остаются следы воды. Изнутри на стеклах может собираться конденсат, металлические дефлекторы и декоративные элементы покрываются окислами.
- Элементы декора. Хромированные и алюминиевые детали – колесные диски, молдинги (накладки на двери, стекла или бампер авто), логотипы, шильдики (эмблемы) – могут покрываться серым налетом и тускнеть от длительного воздействия соленой воды.
- Лакокрасочное покрытие. Если машина пострадала от наводнения совсем недавно и продавец не уделил должного внимания предпродажной подготовке, то на авто снаружи и особенно в труднодоступных местах – колесных арках, деталях подвески, днище – сохранятся ил, песок, трава.
- Капот. Под капотом, в укромных «карманах» кузова также стоит поискать илистые отложения. В местах, где стыкуются кузовные панели, их убрать труднее всего.
Даже если на комплексное устранение всех неполадок потратить крупную сумму, хоть одна «мина замедленного действия» в глубине того или иного блока все равно останется и будет ждать своего часа.
Последствия в салоне
- Запахи. Сырость, ощущение повышенной влажности, а также обилие ароматизаторов. Полностью избавиться от запаха при подтоплении машины практически невозможно. Он впитывается в дверные карты, кресла, напольное покрытие, потолок, потому его можно назвать самым верным признаком машины-утопленника.
- Пол кузова. На ковре часто остаются разводы от высохшей воды, со временем появляется белая плесень. На металле пола под коврами могут появиться необъяснимые очаги коррозии.
- Кресла. На обивке тоже остаются разводы от высохшей влаги. Под сиденьями можно увидеть их поржавевший каркас, следы демонтажа. Кресла обычно снимают для проверки электрики и просушки.
- Электроника в салоне. Нужно особенно тщательно проверять все системы: убедиться в работоспособности стеклоподъемников, послушать аудиосистему, отрегулировать под себя наружные зеркала, включить фары, проверить обогрев кресел, поэкспериментировать с настройками развлекательной системы. Все эти простые манипуляции помогут выявить неработающие блоки управления, на которые повлияла вода.
Можно ли покупать утопленную машину? Решать вам, но мы советуем отказаться от автомобиля с таким прошлым, ведь это вопрос безопасности. Конечно, любое транспортное средство не в лучшем состоянии можно привести в относительный порядок. Но время и средства, которые уйдут на новые детали и ремонт, в итоге обойдутся дороже, чем покупка такого же автомобиля без «темного» прошлого.
«Ищите доказательства честности продавца»: как безопасно купить подержанное авто
Комментарий эксперта
Игорь Широкун, автоэксперт
Работает в сфере автобизнеса 18 лет. Знаком с большинством автомобильных марок на украинском рынке.
– Недобросовестные продавцы стараются минимизировать видимые последствия потопа – отправить машину в покрасочную камеру для полной просушки, сделать химчистку салона, заменить отдельные детали. Так что многие сбои, особенно в работе электроники, проявляются через недели и даже месяцы после подтопления – когда коррозия в контактах значительно распространится. Даже если на комплексное устранение всех неполадок потратить крупную сумму, хоть одна «мина замедленного действия» в глубине того или иного блока все равно останется и будет ждать своего часа.