Рабочий фронт: 8 трендов рынка труда в секторе «голубых воротничков» во время войны

2489
Добавить
в избранные
Поделиться
Катерина МаевскаяАвтор

Экономика Украины принимает удары, однако держится – несмотря на войну. По прогнозам Европейского банка реконструкции и развития и Нацбанка Украины, вторжение россии приведет к сокращению экономики примерно на 30% уже в этом году. Объем вакансий тоже сократился в несколько раз. И это кардинально изменило рынок труда.

Как именно война повлияла на спрос, вознаграждение, условия трудоустройства «голубых воротничков»? И какие успешные решения находят работодатели для преодоления кризиса? Обо всем этом редакции блога OLX рассказали эксперты по поиску и подбору персонала.

Не только ЕС: в каких странах ищут работу украинцы во время войны

1. Вакансий не хватает, соискателей больше, а подходящих среди них – меньше

В начале полномасштабного вторжения рынок труда замер. Многие компании прекратили деятельность – временно или навсегда, множество активов – производств, магазинов или складов, уничтожены или оккупированы российской армией.

Сейчас, когда война длится более четырех месяцев, активность работодателей и кандидатов постепенно восстанавливается – хотя до показателей 23 февраля, конечно, далеко. В целом, подчеркивают наши эксперты, рынок труда сейчас – рынок работодателя, то есть в дефиците рабочие места, и конкуренция за них значительно выросла. «Дополнительное сокращение вакансий произошло из-за эвакуации владельцев малого и среднего бизнеса», – добавляет Валентина Лукьяница, директор по рекрутингу агентства Archers.

Но это не значит, что найти работников сейчас просто и быстро. «С одной стороны, кандидаты стали активнее: они отзываются на всех джоб-сайтах, пишут на электронную почту, в мессенджеры, находят рекрутеров в соцсетях, звонят, – рассказывает Валентина Лукьяница. – С другой – процент качественных отзывов значительно снизился. Большое количество кандидатов не читают текст вакансии: требования, содержание работы. Иногда они игнорируют даже локацию или имеют нерелевантные должности опыт и навыки». Так происходит из-за желания как можно быстрее трудоустроиться, потому что многие потеряли работу и ищут любую новую, чтобы снова получать доход.

2. Спрос на «рабочие руки» в критических отраслях

Полномасштабная война больно отразилась на экономике Украины, однако сила влияния отличается в зависимости от региона и отрасли. «Из-за боевых действий и временной оккупации многие выехали с востока и юга на запад Украины, где относительно безопаснее и возможностей для работы больше, – отмечает Оксана Абраменко, рекрутер Львовской консалтинговой группы. – В то же время в регионах, где уменьшается интенсивность боевых действий или воздушных тревог, также начинает оживать рынок труда. Например, в большие города – например, Киев, Одесса, Днепр, Винница, Черкассы – возвращаются жители, благодаря чему становится больше и работы, и соискателей».

По словам экспертов, спрос на персонал уменьшился прежде всего в туризме, финансовой сфере (банки и страховые компании), автомобильном бизнесе, добыче сырья. А еще в сельском хозяйстве – на востоке и юге. «На западе открытых вакансий в аграрной сфере тоже немного, но в этом регионе – из-за того, что сезон уже начался и персонал в основном набрали», – уточняет Оксана Абраменко. Также, по данным Валентины Лукьяницы, значительно снизился спрос на услуги домашнего персонала.

А вот секторы коммунальных услуг и производства по государственному заказу, отмечает эксперт из Archers, активно работают и сохраняют рабочие места вопреки войне – их деятельности критично важна для обеспечения жизнедеятельности украинцев и обороноспособности государства.

Также среди отраслей, которые больше всего нуждаются в линейном персонале, – торговля, оптовая и ритейл. В первую очередь – в секторе продуктов питания и товаров повседневного потребления. На работу приглашают продавцов, кассиров, кладовщиков, грузчиков, водителей, охранников и т. д. Например, Наталья Лаба, HR и основательница рекрутингового агентства owLaba во Львове, получила приглашение от проекта «Офис социальной адаптации» – на роль тренера и рекрутера для жителей освобожденной Бучи в Киевской области. Поэтому даже в городе, трагически известном на весь мир из-за зверств оккупантов, открываются магазины с вещами первой необходимости.

Отрасль производства также восстанавливается, в первую очередь – пищевая, швейная, фармацевтическая и металлообработка. По оценкам Оксаны Абраменко, многие предприятия после простоя вышли на довоенный уровень привлечения персонала.

«В то же время возможности трудоустройства для переселенцев несколько ограничены из-за разных видов производства, распространенных в регионах. Например, на востоке больше предприятий тяжелой промышленности и машиностроения, на западе – пищевого и сборочного производства. Переход возможен только при переквалификации, к чему не всегда готовы работодатели, у которых есть большой выбор кандидатов с профильным опытом», – рассказывает Оксана.

Много вакансий есть в логистике. Нужен персонал для всей цепочки – от сборщиков/упаковщиков до курьеров/водителей. В частности, последним Наталья Лаба советует обратить внимание на новую возможность – во время военного положения водители с удостоверениями категории В имеют право управлять транспортными средствами категорий С, С1. Соответствующее постановление №348 приняли 22 марта 2022 года.

Также рынок труда постепенно наполняют вакансии на строительстве – в частности, из-за потребности во временном жилье для украинцев, потерявших крышу над головой, а также необходимости восстановления поврежденных домов, нежилых сооружений, дорог и т. д.

Работа во время войны: где больше вакансий и что ищут соискатели

3. Восстановление в HoReCa и бьюти-сфере и некоторые новые возможности

После периода значительного ущерба от ковидных ограничений на западе Украины возобновляется гостинично-ресторанный бизнес. «Причем в разных сегментах, от премиального до недорогих заведений питания и хостелов, – рассказывает Оксана Абраменко. – Это происходит из-за вынужденного переселения украинцев в регион». Поэтому работу активно предлагают, например, поварам, официантам, уборщикам, администраторам.

По словам Натальи Лабы, в западном регионе в мае-июне началось значительное оживление в индустрии красоты и здоровья – салоны приглашают на работу мастеров по маникюру, парикмахеров, косметологов, массажистов и т. д. В этой области эксперт видит возможности для переквалификации людей, переехавших на запад.

В частности, Наталье известны многие успешные кейсы из практики ее работы в социальной сфере. Она – рекрутер проекта по трудоустройству Work Service Lviv и тренер общественной платформы Graham Bell. «Например, одна женщина приехала во Львов из Мариуполя, где работала в порту, и сейчас осваивает профессию мастера по маникюру. Также многие переселенцы проходят обучение на курсах массажистов», – делится эксперт.

Интересная возможность есть и для мастеров по хендмейду. «Например, у меня много запросов от организаций во Львове на проведение мастер-классов для детей и взрослых. Их организуют волонтеры, а также компании, которые стремятся развлечь детей, пока их родители на работе», – отмечает Наталья Лаба.

Многие украинцы, которые переехали в более безопасные регионы и за границу, сохранили работу благодаря тому, что могут выполнять обязанности дистанционно. Такой возможности обычно нет у «голубых воротничков». Однако есть и исключения. К примеру, Наталья Лаба отмечает, что растет спрос на работников колл-центров. «До полномасштабной войны они работали в основном оффлайн, а теперь все чаще компании предлагают консультировать клиентов удаленно, из дома», – делится эксперт.

Кстати, во время войны выплатить вознаграждение за работу иногда удавалось и волонтерам. К примеру, общественная платформа Graham Bell, где работает Наталья Лаба, привлекала вынужденных переселенцев к инициативам во Львове – сортировать лекарства, плести сетки, изготавливать простые изделия для нужд ВСУ. И за это участники получали финансовую поддержку.

4. Выезд миллионов кадров за границу

Кроме переселения по территории Украины, миллионы украинцев, точнее в большинстве своем – украинок, эвакуировались за границу. По данным ООН по состоянию на 21 июня, за период полномасштабной войны выехало более 8 млн человек, 3,5 млн – оформили временную защиту в европейских странах, а более 2,8 млн – уже вернулись.

До полномасштабной войны миграция была в основном маятниковой или сезонной – люди ехали за границу на работу, а затем возвращались домой. Пока что большинство тех, кто оказался в другой стране, не могут назвать сроки возвращения – все зависит от течения и продолжительности войны. К примеру, по результатам апрельского опроса Центра Разумкова, 79% беженцев планируют вернуться в Украину после окончания войны.

Да и портрет тех, кто уехал, совсем другой – это преимущественно не мужчины, а женщины трудоспособного возраста с детьми. Однако в большинстве своем они не могут найти работу того же уровня квалификации, что и в Украине. Поэтому вынуждены соглашаться на понижение из-за языкового барьера, высокой конкуренции за рабочие места и т. д.

«К тому же рынки труда стран, куда украинцы раньше ездили на заработки, прежде всего – Польша и Чехия, «заточены» и имеют больше предложений именно для мужчин. К примеру, на производстве, в строительстве и логистике, – отмечает Оксана Абраменко. – Проще было в отдельных единичных случаях. Например, когда наши компании, у которых есть активы за рубежом (например, заводы в Польше), приглашали работниц-украинок уехать, трудоустроиться и жить там».

Из долгосрочных рисков такого тренда – не все украинцы вернутся домой, если у них не будет базовых условий для жизни – по меньшей мере работы, жилья, садиков и школ для детей. А после отмены военного положения ко многим женщинам с детьми могут приехать их мужчины. «Я общалась с кандидатами, которые до выезда за границу жили на востоке, однако сейчас им некуда возвращаться – их города разрушены. Они уже решили начинать строить новую жизнь в другой стране», – рассказывает Оксана Абраменко.

«В то же время эвакуация миллионов украинцев, а как следствие – дефицит работников в определенных профессиях и отраслях, может привести к росту заработных плат тех, кто остается в стране», – предполагает Валентина Лукьяница.

Как «голубым воротничкам» подготовиться к собеседованию (в частности, во время войны): 12 сложных вопросов

5. Гибкость, адаптивность и коллаборация работодателей

Трендом становится краткосрочная занятость. Внутренние переселенцы часто ищут временную работу в новом регионе. «Некоторые компании сомневаются, ведь не хотят потом снова искать, адаптировать, обучать персонал. Однако часто это не проблема, – рассказывает Оксана Абраменко. – Например, одна сеть магазинов обуви и одежды в западном регионе набирает продавцов. Кандидаты с опытом нанимаются на работу, однако предупреждают, что вернутся домой, как только там станет безопаснее. И компанию это устраивает, ведь у нее есть договоренность о возвращении из-за границы своих штатных работников». Такое сотрудничество выгодно сразу трем сторонам: у переселенцев есть доход, у работодателей – кадры, а люди за рубежом – с более высокой вероятностью вернутся в Украину, потому что за ними сохраняется рабочее место.

Хороший пример адаптивности – коллаборация между работодателями. Когда одна компания, которая временно перестала работать, передает своих сотрудников другой, где есть вакансии. Например, Оксана Абраменко вспомнила случай: директор по персоналу производителя мороженого сообщила HR-коллегам в чате, что к началу летнего сезона компания нанимает людей, и предложила временно трудоустроить рабочих тех предприятий, которые простаивают. Похожие ситуации были и в ритейле – когда один магазин должен был временно сокращать персонал, а другой срочно нуждался в обученных работниках.

Объединяются работодатели и для других целей. «Например, я знаю случай, когда три компании в швейной отрасли скооперировались и провели совместное обучение персонала и таким образом сократили расходы, – рассказывает Оксана. – А автомобильное предприятие договорилось о пользовании бомбоубежищем с соседними производствами, потому что их укрытие может вместить только половину штатной численности персонала».

Наталья Лаба рассказала об опыте бизнеса по сыроварению: предприятие релоцировалось в Карпаты, арендовало землю и частично сдает ее другим предпринимателям, например, команде, которая проводит местные экскурсии для детей.

6. Новые акценты в системе вознаграждения

По данным наших экспертов, финансовые ожидания соискателей в резюме в основном не изменились. «Но уже на собеседованиях кандидаты проявляют больше гибкости и готовы идти на уступки в оплате труда. Осознают, что возможности компаний ограничены», – отмечает Оксана Абраменко.

В целом, Наталья Лаба отмечает: сейчас кандидатам важно формулировать реалистические финансовые ожидания – работодатели это ценят. «Такой подход убережет соискателей от длительных бесполезных поисков в условиях рынка, где у работодателей большой выбор, – объясняет эксперт. – Простая формула для расчета суммы, которую стоит указывать в резюме: прожиточный минимум (стоимость жилья, питания, проезда и других постоянных платежей в месяц), умноженный на два».

Зарплатные предложения компаний, которые продолжают работать, также в целом держатся, а если сокращение и происходило – то на 10-15%. «В то же время речь идет прежде всего о стоимости рабочего времени, – уточняет Оксана Абраменко. – Но поскольку продолжительность рабочего дня, например, на заводах, в магазинах, ресторанах, кое-где пришлось сократить (из-за падения спроса, комендантского часа и т. п.) – то и доходы, соответственно, тоже снизились. То есть «на руки» люди получают меньше».

По словам эксперта, чтобы не увольнять персонал, компании в условиях ограниченных бюджетов предпринимают менее болезненные меры – например, сокращают рабочее время. В то же время Оксана знает случаи, когда компании на 1,5 часа сократили продолжительность смены на производстве, чтобы работники успевали вернуться домой к комендантскому часу, но продолжили платить, как за всю.

А в определенных категориях сотрудников невозможность достаточно заработать диктуют сами условия на рынке. «Например, такая ситуация у менеджеров по продажам, большую часть вознаграждения которых обычно составляют проценты от реализуемых товаров/услуг, – рассказывает Валентина Лукьяница. – Также компании, которые понесли наибольшие финансовые потери, отменяют премии и бонусы, имеют задолженность по оплате труда, практикуют так называемые «отпуска за свой счет» и вынуждены прибегать к сокращениям».

Что касается социальных пакетов, то для линейного персонала большинство условий сохранилось – например, развозка и оплата питания.

Кроме того, появились и новые актуальные опции. Например, многие компании в течение двух месяцев оплачивали работникам и их семьям переезд в новый регион и жилье на первое время. «Сейчас это не столь распространенное явление, потому что вакансий с переселением на запад меньше – в городах уже не хватает жилья, а компаниям – финансовых запасов», – комментирует Оксана Абраменко.

Как работать и поддерживать команды во время войны: опыт Eldorado, ОККО, Meest и KFC

7. Безопасность и благополучие семей – в приоритете

В первую очередь речь идет о физической безопасности людей: многие компании позаботились о релокации предприятий из опасных территорий.

Наталья Лаба приводит пример со швейным производством, которое эвакуировали из Харькова на запад вместе с работницами. И эта практика будет распространяться. «В частности, в Украине с апреля запустили бесплатную платформу, чтобы помочь бизнесу релоцироваться из горячих точек, – отмечает эксперт. – Десятки предприятий уже возобновили работу в новых местах, сотни – подали заявки и находятся на разных этапах процесса перевода».

Также актуальным стал вопрос – есть ли на территории компании или вблизи бомбоубежище, укрытие. «Кстати, это новая возможность для стартаперов – создавать правильные и удобные укрытия, как это работает, например, в Израиле», – говорит эксперт.

По словам Валентины Лукьяницы, работодатели учат персонал новым правилам – например, как реагировать на воздушные тревоги. Компании стали более внимательными к людям. «Уже на этапе подбора и адаптации руководители предпочитают знать, где проживают сотрудники и как можно связаться с их семьями в случае необходимости, – делится эксперт. – Если нужно, работодатели организуют сбор гуманитарной помощи коллегам. В кризисных случаях обеспечивают временным жильем, оплачивают или компенсируют лечение, протезирование, реабилитацию, информационную и юридическую поддержку». В общем, по наблюдениям Валентины, коммуникации с работниками сейчас особенно заботливые, эмпатичные и этичные – в частности, топ-менеджеры и владельцы становятся более «видимыми», чаще общаются с командами.

Работодатели беспокоятся не только о физическом, но и о психическом здоровье работников. «Например, проводят мероприятия и запускают горячие линии с привлечением психологов, чтобы помочь людям выдерживать стресс, – рассказывает Наталья Лаба. – А также пользуются спросом на тренинги по оказанию неотложной медицинской помощи». По словам эксперта, такие мероприятия не массовые, но у компаний, которые заботятся о людях, больше шансов сохранить рабочие руки – в частности, чтобы они не уехали за границу.

Тренд времени – забота не только о работниках, но и об их семьях. «Например, одна компания, которая производит матрасы, релоцировала на запад Украины вместе с производством более 100 семей работников», – делится Оксана Абраменко.

8. Победа Украины – общая ценность компаний и работников

Отдельная категория персонала – работники, которые ушли защищать государство. Многие компании снабжают их военной амуницией, сохраняют рабочие места и выплаты. Например, к Наталье Лабе недавно обратился ресторан с запросом найти замену мобилизованному администратору, однако уточнил, что должность временная – ждут возвращения работника.

В целом, во время войны работники и компании смещают приоритеты. То, насколько интересно выполнять работу, временно отходит на второй план, прежде всего важна стабильность – факт трудоустройства и своевременной оплаты. «И, безусловно, один из самых актуальных акцентов в бренде работодателя – активная помощь вооруженным силам Украины и волонтерство, – добавляет Валентина Лукьяница. – Вдохновляет, что сейчас украинский бизнес обращает внимание на важность сплоченной работы команды: это весомый вклад в экономику государства, а значит – приближает нас к победе».

Как вам статья?

Поделиться
Добавить
в избранные
Хто такий копірайтер: про професію та оплату праці | Блог OLX

Кто такой копирайтер: о профессии и оплате труда

Кто такой копирайтер? ✔️ Что делает копирайтер ✔️ Сколько зарабатывает копирайтер ✔️ Где научиться копирайтингу ✅ Читать подробности ➤ Блог OLX.ua