Продолжаем серию статей о предпринимателях и их бизнесах, которые не перестали работать во время военного положения.
Анастасия Боса – владелица магазина изделий из натурального дерева «Ремесленники». Специализируется на изготовлении деревянных коптилен и оборудования для копчения. Также среди товаров – все, что может понадобиться для комфортного проживания на даче: летние души, туалеты, дровницы, будки для собак, песочницы, детские площадки.
В интервью для блога OLX Анастасия рассказала, как стартовала собственное производство в Харькове, как с началом войны изменился спрос на коптильни и что нужно компании, чтобы возобновить полноценную работу.
До войны каждый месяц производили 5-15 коптилен
Наша компания работает с 2016 года. Тогда мой муж начал производить деревянные души и туалеты для частных домов и дач. Первые изделия собирал дома, а потом мы обустроили в гараже небольшой цех и в конце концов построили полноценное место для работы, где сейчас и трудимся.
Через некоторое время в ассортименте магазина появилась еще одна позиция – коптильни. Все началось с того, что наш знакомый собрал похожее оборудование для себя, и мы заинтересовались, как можно сконструировать более качественное изделие. Изготовили первую партию – и увидели, что товар пользуется спросом, ведь тогда на рынке еще не было много производителей.
Поэтому мы полноценно погрузились в работу с коптильным оборудованием. Если деревянные изделия (туалеты, души, песочницы) продаются исключительно в теплое время года, то коптильнями клиенты интересуются круглый год.
Время от времени люди, купившие нашу коптильню, возвращаются и заказывают новую модель: за четыре года у нас было восемь таких клиентов. А у некоторых покупателей уже по три наших изделия. Это мотивирует развиваться и совершенствоваться.
До войны мы ежемесячно получали 5-15 заказов. Изготовление одной коптильни занимает от двух до шести дней – в зависимости от комплектации изделия.
Остановили производство, потому что мастер цеха пошел в ВСУ
Перед началом войны мы думали о том, чтобы расширять команду, – иногда просто не успевали справляться с потоком заказов. Но из-за боевых действий эти планы стали неактуальными. Харьков с первых дней вторжения находился под обстрелами, так что мы приостановили производство: у нас не было ни обращений от покупателей, ни возможности работать.
В конце марта, когда логистические операторы возобновили стабильную работу, мы смогли прислать клиентам заказы, которые получили еще в феврале, до войны. А в апреле понемногу начали поступать и новые звонки: всего за время войны мы продали пять коптилен.
Если раньше 50% клиентов покупали коптильни для себя и еще столько же – для запуска собственного дела по продаже копченой пищи, то в последние месяцы это соотношение изменилось. Теперь около 80% людей задаются целью именно создать бизнес. Вероятно, рассматривают это как возможность получать дополнительный доход в сложные времена, когда многие остались без работы.
Мы отгружаем только товары со склада. Новые не производим, так как наш цех до сих пор закрыт: часть команды уехала из Харькова в более безопасные регионы, а главный мастер пошел в ВСУ. Держим за него кулаки.
Главное в бизнесе – не бояться что-либо делать
Около 50% клиентов мы находим благодаря OLX. Каждый месяц размещаем на платформе 15-20 объявлений. Для продвижения используем рекламный набор «Турбо продаж» – обычно активируем его почти для всех позиций. В общей сложности тратим на публикацию и рекламу около 5 тыс. грн в месяц.
У нас на складе осталось пять коптилен. Что будем делать, когда распродадим их – пока сложно сказать. Мы хотели бы возобновить производство, но, наверное, не будем с этим спешить, пока часть Харьковской области находится под обстрелами.
Другая сложность связана с поставщиками. Раньше мы закупали комплектующие у производителей из Мелитополя – но сейчас город в оккупации, заводы не работают. Мы уже начали искать новых поставщиков из других регионов Украины. Даже добились в этом дел определенных успехов, но процесс еще продолжается.
Главное в бизнесе – не бояться что-либо делать. Когда мы только начинали заниматься коптильнями, нам все говорили: «Не надо, здесь нет перспектив, вы только потеряете деньги». Но мы попробовали, и у нас получилось. Да и сейчас: даже во время войны людям нужны те или иные товары. Задача предпринимателей – понять, какие именно, и действовать.
Предыдущие истории бизнеса:
«Спрос на газовое оборудование вырос втрое»: как Rudyy продает на OLX во время войны
«Мечтаю, чтобы в Украине было больше своего производства»: как Skipper продает на OLX во время войны
«Спрос на некоторые позиции вырос втрое»: как USATools продает на OLX во время войны
«Главное – учитывать потребности клиентов»: как Triniti продает на OLX во время войны
«Расширил ассортимент под нужды военных»: как Smart-home.com.ua продает на OLX во время войны
«Ближайшая задача – не заработать, а сохранить»: как PixoPhone продает на OLX во время войны
«Бесплатно отдали ВСУ спальников на 300 тыс. грн»: как Arvisa работает в Харькове во время войны