Продолжаем серию статей о предпринимателях и их бизнесах, которые не перестали работать во время военного положения.
Денис – сооснователь Boss Auto Ukraine. Компания предоставляет полный комплекс услуг по покупке автомобиля за рубежом: от сделки на аукционе и контейнерной доставки в Украину – до оформления всех необходимых документов и постановки машины на учет.
В интервью для блога OLX Денис рассказал, как бесплатное растаможивание увеличило спрос на автомобили, как компания прокладывает новые логистические цепочки и какой поддержки бизнес ожидает от государства.
До войны каждый месяц продавали более 300 автомобилей
Мы занимаемся автомобилями с 2018 года. Привозим в Украину подержанные машины из-за границы: около 75% – из США и Канады, остальные – из Кореи, Китая и стран Европы. В основном это модели среднего и выше сегмента стоимостью около $20 тыс.
Нашему типичному клиенту – 30-35 лет, он хочет купить автомобиль мечты и не переплачивать за него. В последнее время увеличивается доля молодежи 23-30 лет: они обращаются за своей первой машиной.
Обычно мы покупаем авто на аукционах, таких как Copart, IAAI и Manheim. Сотрудничество проходит так: клиент дает список требований к автомобилю, мы подбираем варианты, затем выиграем выбранный лот на аукционе и берем на себя все вопросы по доставке, растаможке и оформлению документов.
Кроме того, у нас есть площадка по продаже комиссионных автомобилей: владелец оставляет там свою машину на продажу, а мы помогаем найти покупателя. К примеру, размещаем объявления с автомобилем на OLX.
В нашей компании работает около 100 человек. У нас есть офисы в разных городах Украины, таких как Киев, Львов, Стрый, Черновцы, Луцк, Ивано-Франковск, Коломыя, Мукачево. Впрочем, круг покупателей не ограничивается западными областями – к нам приезжают клиенты со всей страны. До войны мы каждый месяц продавали 300-350 автомобилей.
Из-за блокады портов изменились логистические цепочки
Когда началась война, многие наши сотрудники присоединились к ВСУ – со стороны компании обеспечили их всем необходимым снаряжением. После этого направили усилия, чтобы возобновить деятельность бизнеса. Вернулись к работе в середине марта.
Поначалу спрос на автомобили был низким. Но в конце месяца распространилась информация о том, что правительство вводит бесплатное растаможивание автомобилей, – благодаря этому интерес клиентов возобновился. Сейчас наши продажи составляют 75-80% от довоенного уровня.
Раньше часть автомобилей мы привозили по морю в Одессу, остальные – в литовские порты, а дальше – по суше через страны Евросоюза. Сейчас порты в Черном море заблокированы, так что нам пришлось полностью переориентироваться на цепочку через Балтику и Европу. Наши партнерские логистические компании понимают нашу боль и помогли найти максимально быстрый способ доставки. Поэтому для клиентов время ожидания не увеличилось – по-прежнему оно составляет 4-8 недель, в зависимости от места отправления.
Что касается изменений в спросе, то в последние месяцы клиенты стали все больше интересоваться электромобилями. И неудивительно, ведь это хороший способ решить проблему с дефицитом топлива и ростом его стоимости.
Вспоминается такой случай: незадолго до войны одному из наших клиентов подарили электромобиль. Он не был очень доволен, ведь мечтал о другом авто премиумкласса. Так что обратился к нам, чтобы мы помогли продать эту машину и подыскать замену. Впрочем, когда в апреле в разгар топливного кризиса мы позвонили и спросили, актуальна ли продажа, он сказал: «Категорически нет! Я обожаю этот автомобиль и никогда в жизни его не продам!».
За время войны привезли более 70 автомобилей для ВСУ
OLX – один из основных каналов продаж. У нас несколько аккаунтов: есть отдельные страницы для разных отделений в разных городах, ведь так проще ими управлять. Всего каждый месяц публикуем на платформе более 2,5 тыс. объявлений. Для около 80% размещений активируем рекламный набор «Турбо продажа», чтобы наши предложения всегда были на виду.
Автомобильный рынок тесно связан со многими смежными отраслями, такими как работа заправок, ремонтных мастерских и СТО, компаний по продаже запчастей, логистических центров. В каждой из них – большое количество сотрудников. Поэтому наша задача – не останавливаться и продолжать работать: так мы обеспечиваем работой других участников рынка и поддерживаем экономику страны.
Пока сложно строить конкретные планы на будущее. Но будем прилагать усилия, чтобы продажи оставались на том же уровне, что сейчас, не «проседали». Также будем продолжать помогать ВСУ: мы ищем и привозим машины для военных, а также проводим техобслуживание. С начала войны завезли более 70 автомобилей.
В то же время надеемся на государственную поддержку нашей отрасли. Даже при бесплатном растаможивании каждый автомобиль приносит в бюджет немало средств: покупатель платит налог в Пенсионный фонд, военный сбор, сбор за первую регистрацию машины в Украине и т. д. Также мы ожидаем, что государство расширит список категорий лиц, которым разрешается выезжать за границу, – это упростит логистику при доставке автомобилей через страны Европы.
Предыдущие истории бизнеса:
«Каждый день для нас – новое испытание»: как «ТехноМашСтрой» продает на OLX во время войны
«Главная сложность работы во время войны – логистика»: как Body Sculptor продает на OLX
«OLX приносит нам до 40% продаж»: как «Верхний склад» продает на платформе во время войны
«Спрос на газовое оборудование вырос втрое»: как Rudyy продает на OLX во время войны
«Мечтаю, чтобы в Украине было больше своего производства»: как Skipper продает на OLX во время войны
«Спрос на некоторые позиции вырос втрое»: как USATools продает на OLX во время войны
«Главное – учитывать потребности клиентов»: как Triniti продает на OLX во время войны
«Расширил ассортимент под нужды военных»: как Smart-home.com.ua продает на OLX во время войны
«Ближайшая задача – не заработать, а сохранить»: как PixoPhone продает на OLX во время войны
«Бесплатно отдали ВСУ спальников на 300 тыс. грн»: как Arvisa работает в Харькове во время войны